Эмоциональное насилие над детьми признаки

Предлагаем статью на тему: "Эмоциональное насилие над детьми признаки" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Эмоциональное насилие над детьми признаки

Полезные статьи
для подготовки к родам

Статьи по теории и практике
грудного вскармливания

Все о слингах и советы по
естественному уходу за малышом

Вопросы адаптации,
полезные советы и опыт

Автомобиль, дом, улица
Что нужно знать маме

Чем заняться с ребенком
дома. Идеи поделок

Статьи о детских и маминых заболеваниях и методах их лечения

О братьях наших меньших
Покупка и уход

Эмоциональное насилие — что это значит

Эмоциональное насилие – частый спутник семейных отношений. Его не так просто увидеть, сами жертвы не всегда осознают, что подвергаются воздействию манипуляций. Статья расскажет об основных видах эмоционального насилия и отличительных чертах абьюзера, отравляющего жизнь семье.

Что такое эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие – способ подчинить волю другого человека, доказать собственное превосходство. Оно проявляется в оскорблениях, словесных унижениях и постоянной критике. Зачастую оно портит жизнь жертве, приводит к психологической травме. Человек, испытавший на себе эмоциональное или моральное насилие, становится тревожным, склонным к развитию депрессивных состояний.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

— любовь – это обязанность;

— родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

— дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

— высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

— нежность (сильная любовь) вредна;

— удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

— лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

— то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

— родители не переживут, если их обидят;

— родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

— родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

– потребность дать выход подавленным чувствам;

– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов. опубликовано econet.ru

Читайте так же:  Мероприятия по предупреждению насилия в семье

Из книги И. Малкиной-Пых «Экстремальные ситуации»

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
консультация

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Причины насилия в отношениях

Причины поведения агрессора обычно кроются в детских травмах. Ребенок не смог пережить подобное обращение со стороны родителей и воспринимает поведение нормальным или пытается отыграться за перенесенную боль, выливая негатив на близкого человека.

Иногда насилие в отношениях применяется с целью обуздать характер партнера, изменить его поведение, наладить порядок. Обвинения и скандалы воспринимаются как способ достижения благой цели. Но зачастую это просто манипуляция, применяемая, когда другие методы не работают. Человек, чтобы доказать свою состоятельность и значимость, прибегает к неадекватному поведению.

Инициаторами эмоционального насилия становятся люди, которых можно охарактеризовать следующим образом:

  • Они обладают заниженной самооценкой, пытаются самоутвердиться за счет более слабой личности;
  • Чувствуют собственную беспомощность и испытывают гнев при очередной неудаче. Он тщательно скрывается от окружающих, подавляется. Домашний агрессор не может показаться слабым в обществе, это слишком его ранит. Поэтому он выбирает мишенью для отрицательных эмоций близких;
  • Не умеют справляться с негативом, использовать конфликты во благо, чтобы облегчить жизнь себе и партнеру.

Часто у абьюзеров наблюдается антисоциальное расстройство личности. Для них не существует мнения окружающих, они не ценят общепринятые нормы и правила, а действует лишь в собственных интересах. Такие люди не могут привязаться к кому-либо, для них главное – защитить и обезопасить себя. Возможно, разрешение детских проблем поможет агрессору измениться, поняв, какую боль он причиняет семье.

Чтобы противостоять насильнику, нужно выполнять несложные правила:

  • Опираться на критическое мышление, реально оценивая обстановку, не поддаваясь на манипуляции;
  • Доверять собственным чувствам, оценивая состояние и эмоции. Если с человеком действительно плохо и страшно, стоит задуматься о решительных мерах.

Эмоциональное насилие проявляется в отношениях между партнерами, распространяется на детей. Жертва находится под властью агрессора, она полностью подчинена его воле и не может постоять за себя. Поведение насильников отличается цикличностью, чтобы разорвать этот круг, нужно покончить с созависимыми отношениями. Нельзя оставаться с агрессором, ведь его способы давления и манипуляции способны привести не только к психическим травмам, но и суицидальным мыслям.

Отравляющая педагогика: эмоциональное насилие над детьми

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

— изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

— угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

— «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

— терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

— поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

— брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

— моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

— предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

— чрезмерно сурово наказывает ребенка;

— чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

— злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

— эмоционально невосприимчив, равнодушен;

— грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

— сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

— «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

— испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

— не выказывает интереса к играм.

Видео (кликните для воспроизведения).

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

— ночной и дневной энурез (недержание мочи);

— психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

— замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

Читайте так же:  Виды насилие в семье над детьми

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Формы эмоционального насилия

Эмоциональное насилие не всегда просто распознать. После него не остается видимых следов, синяков или ссадин. Агрессором может выступать мужчина или женщина, негатив зачастую направляется на детей. Иногда кажется, что подобное поведение – это помощь, желание сделать человека лучше, искоренить его слабые черты и стороны. На деле эмоциональное насилие приводит к плачевным последствиям, вплоть до суицида. Поэтому важно распознать его как можно раньше и принять меры, чтобы усмирить обидчика.

Вербальная агрессия

Вербальная агрессия призвана задеть человека, обидеть:

  • Нелицеприятные слова могут вызывать у жертвы раздражение;
  • Агрессор пытается оскорбить человека, вспомнить неприятные моменты из прошлого, чтобы заставить его стыдиться.

Игнорирование

При тактике игнорирования потребности и желания человека обесцениваются. Он остается один на один со своими чувствами. Ему кажется, что всем наплевать на него, раз самый близкий человек не уделяет ему времени. Жертва погружается в собственные переживания или пытается всеми возможными способами привлечь к себе внимание.

Отвержение

При отвержении демонстрируется неприязнь к человеку. Абьюзер не желает находиться с ним на одной территории, потому что презирает. Он отстраняется, отмахивается, чем унижает жертву. Любые ее достоинства принижаются и обесцениваются, что приводит к формированию заниженной самооценки и психическому расстройству. Эмоциональный насильник не желает заботиться о жертве, проявлять к ней внимание. Он не оказывает никакой поддержки, проявляя лишь пренебрежение.

Изоляция

Часто зачинщики эмоционального насилия ограждают жертву от общения с внешним миром, запрещают видеться с родными и друзьями. Человек находится под жестким контролем, у него отсутствует свобода в общении и передвижении. Жертва лишается любых контактов с близкими и попадает в полную зависимость от абьюзера. Он становится единственным человеком, способным выслушать и поддержать. Жизнь начинает вращаться исключительно вокруг него.

Бойкот

Бойкот – отсутствие реакции на слова, молчание, способное свести с ума кого угодно. Человек натыкается на глухую стену и не понимает, чем вызвано такое поведение. Он не может прочитать мысли абьюзера, поэтому гадает, о чем тот думает. Это приводит к еще большей зависимости жертвы от обидчика и усилению контроля с его стороны.

Газлайтинг

Воспоминания жертвы отрицаются, ее адекватное восприятие событий ставится под сомнение. Насильник опровергает факты, ссылаясь на то, что это показалось или происходило в другой семье. Отрицаются не только события, но чувства, пережитые эмоции. Жертве постоянно внушают то, что требуется абьюзеру. В ее голове сталкиваются противоположные мнения, она перестает осознавать, что происходило на самом деле, а что выдумано инициатором манипуляции.

Важно! Вид насилия не влияет на тактику поведения жертвы, желающей наладить жизнь. В любом случае ей придется уйти от абьюзера, чтобы исключить его влияние и давление. Только взгляд со стороны и поддержка близких помогут справиться с насильником.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_3.docx 30.88 КБ

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.
Читайте так же:  Прививки детям отказ родителей

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие «Психологическое насилие», описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ.

Информация о психологическом насилии.

Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи.

Психологическое насилие над детьми в семье Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы.

Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора.

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у не.

Насилие над детьми — что это такое

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Понятие абьюз

Термин абьюз широко используется в современном обществе. Это синоним психологического насилия, при котором один человек становится жертвой, а другой – выступает в роли тирана. Манипулировать ему позволяет власть или сила.

Абьюзер доводит жертву до неврозов и истерик. У нее появляется стойкое ощущение собственной неполноценности, возникают мысли о самоубийстве.

Поведение абьюзера имеет отличительные признаки:

  • Резкая смена настроения, внезапный переход к агрессии;
  • Демонстрация власти, постоянное превознесение собственных качеств с целью принизить жертву;
  • Контроль над жизнью партнера, беспочвенная ревность. Он требует отчета о передвижениях и событиях, произошедших за день;
  • Условия выбора между ним и другими людьми, родственниками или друзьями;
  • Ограничение свободы, ущемление личных границ. Он часто прибегает к двойным стандартам, запрещая делать то, что сам с удовольствием выполняет.

Обратите внимание! Вспышки агрессии или слежка, вплоть до изучения личной почты и сообщений, – не разовые проявления. Абьюзер систематически и постоянно прибегает к методам эмоционального насилия.

Мишень для эмоциональной разрядки

Жертвами психологического насилия становятся люди, имеющие проблемы в эмоциональной сфере:

  • Они не позволяют себе переживать негатив, вытесняя и отрицая его. Игнорируют агрессию, направленную в их сторону, словно она их не касается;
  • Не способны объяснить состояние, сами не понимают грустно им, тревожно, или они ощущают усталость. Описать собственные эмоции для них большая сложность. Поэтому легко заражаются настроением других. Это делает их слабыми и беззащитными перед манипуляторами.

Легко воздействовать на людей, не понимающих своих целей и желаний. Они находятся в подвешенном состоянии, готовы лишь плыть по течению. Давление извне они воспринимают слишком близко к сердцу и сразу сдаются под натиском тирана.

Человек, неспособный сказать «нет», ущемляющий собственные желания и отказывающийся от потребностей, часто становится жертвой эмоционального насилия. Он привык жить по правилам других, поэтому им легко манипулировать.

Обратите внимание! Абьюзеры способны завлечь жертву, втереться к ней в доверие, дождаться эмоциональной привязанности. Потом они начинают действовать.

Постоянные издевки, обвинения, подозрения и унижения способны надломить психику даже уверенной в себе личности. Она начинает чувствовать себя неполноценной и винит в происходящем не абьюзера, а себя.

Отличие эмоционального насилия от конфликта

Главное отличие насилия от конфликта – отсутствие повода. Оно начинается внезапно, неожиданно для жертвы. Возможно, в голове абьюзера существуют причины, объясняющие его поведение. Но он не пытается их устранить, а лишь подавляет, угнетает и терроризирует другого человека. Жертва не может постоять за себя, высказаться, она просто не понимает, что происходит.

Конфликтные ситуации имеют свойство разрешаться, когда одна или обе стороны получили выгоду. Они удовлетворены, так как добились желаемого. При эмоциональном насилии абьюзер выливает гнев и недовольство, пытаясь доказать исключительно свою власть и превосходство.

Агрессору нравится:

  • унижать человека, доказывая его никчемность;
  • давить на слабые места, высмеивая недостатки.

Когда он испытает нужные эмоции, успокаивается. Затем насильник часто сожалеет о содеянном, пытается загладиться вину. Но такое поведение не может значить, что человек изменился. Через некоторое время эмоциональный террор возобновляется, и все идет по кругу.

Предварительный просмотр:

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Читайте так же:  Виды насилие в семье над детьми

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
  3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
  4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему

Психологическое насилие над детьми в семье

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png»/>Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.

В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.

Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.

Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.

Читайте так же:  Мероприятия по предупреждению насилия в семье

Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.

2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.

7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.

2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.

3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.

4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.

5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.

6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.

Видео (кликните для воспроизведения).

7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.

Источники

Эмоциональное насилие над детьми признаки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here