История развития ювенальной юстиции в россии кратко

Предлагаем статью на тему: "История развития ювенальной юстиции в россии кратко" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

История развития ювенальной юстиции в России

Дьяченко Михаил Александрович
магистрант
ФГБОУ ВПО «ВолГУ»

Ювенальная юстиция появилась в России до революции. Разумеется, конкретный термин для обозначения данной деятельности не использовался, но 22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был создан первый суд по делам несовершеннолетних. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции которого относились дела о преступлениях несовершеннолетних и взрослых подстрекателей подростков. Необходимо отметить, что вопросы гражданского и опекунского производства к юрисдикции данного суда не относились. Судьи осуществляли надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках, а позднее (1913 г.) в компетенцию были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. К 1912 году суды для несовершеннолетних действовали в Харькове, Одессе и ряде других крупных городов.

Производство в подобных судах характеризовалось следующими признаками:

· рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

· избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

· профессиональная подготовка судьи, включающая знание детской психологии;

· достаточно широкая предметная подсудность этого суда;

· конфиденциальность судебного разбирательства;

· отсутствие формального судебного акта;

· отсутствие формальной судебной процедуры;

· упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

· применение в качестве основной меры воздействия попечительского надзора;

· обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей).

В уголовном законодательстве тех времён содержались охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных) [1, с. 237]. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Также в законе были предусмотрены специальные разъяснения относительно несовершеннолетних, которые совершили преступление «с разумением». Они, в большинстве своём, направлялись в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей на срок не более чем до достижения возраста.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать о законе от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», сохранившем для подростков наказания в виде заключения в тюрьму в специальных для них помещениях и предусматривавшем каторгу и поселение для лиц в возрасте от 17 лет до 21 года.

Закон оценивался российскими юристами того времени как явно реакционный, а его отмену декретом Советской власти от 17 января 1918 г. Приветствовали как приверженцы либеральных взглядов, так и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция была заменена другой системой по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г., которая представлялась её создателям более гуманной и приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого — в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Созданные комиссии по делам несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их сообразно характеру деяния в учреждения Наркомата общественного призрения.

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Этот документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, открытыми для прессы, которой, однако, запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов дореволюционной России, касающийся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.

Преимущественное участие лиц, не имеющих профессиональных навыков юриста, в заседаниях комиссий снижало юридическую грамотность их деятельности, и, соответственно, защищенность несовершеннолетних. Не лишним будет отметить, что этот изъян, несмотря на серьезные перемены, сохранился до наших дней.

Совершение подростками не только малозначительных проступков, но вполне серьезных преступлений породило необходимость в восстановлении института судов над несовершеннолетними.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличие от декрета 17 января 1918 г. данный декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до 18 лет в народный суд, при условии, что комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применения медико-педагогических мер.

В гг. ознаменовались новой переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

УПК РСФСР (ред. 1923 г.) включал в себя постреволюционную модель российской ювенальной юстиции, определяя правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о обязательности наличия защитника при рассмотрении дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Однако подобная модель не закрепилась в советском законодательстве, и нормативные акты 30—40‑е гг. выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Все рассмотренные выше законодательные и правоприменительные акты выявили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период — от 1935 года до конца годов. Они утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в

Библиография

  1. Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г.
  2. Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.
  3. Постановление ЦИК и Совнарко ма № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года

Ювенальная юстиция в России

«Плоды для нас вкуснее всего, когда они на исходе;

дети красивей всего, когда кончается детство».

Сенека (Древнеримский философ)

Здравствуй, уважаемый читатель, сегодня мы с тобой поговорим о том, что же такое ювенальная юстиция, об ее истории и ее настоящем. Эпиграфом к сегодняшней статье стало высказывание древнеримского философа-стоика Сенеки. На мой взгляд, эта цитата раскрывает всю глубину той мысли, которую я постараюсь донести. Итак, начнем же с самого начала.

Читайте так же:  Что указать в причине развода для суда

Что такое ювенальная юстиция?

Для того чтобы анализировать то или иное понятие, стоит сначала разобраться с его значением, определением. Для этого мы обратимся к проекту Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции». В 1 статье дается понятие предмета регулирования данного закона: отношения, складывающиеся в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) судами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, при участии неправительственных (негосударственных и немуниципальных) некоммерческих организаций. Иными словами, под действие закона о ювенальной юстиции попадают общественные отношения, связанные с защитой и реализацией прав и свобод ребенка. Причиной введения этого института является неравное социальное, физическое, юридическое и т.п. положение ребенка по отношению к взрослым лицам. Поэтому возникает необходимость урегулирования специфических отношений, которые возникают между и по поводу несовершеннолетних. К слову, ребенком (или несовершеннолетним) по законодательству Российской Федерации является лицо, не достигшее 18 лет. 18 лет исполняется лицу на следующий день (в 00:00 часов) следующего дня, который записан в паспорте.

Ювенальная юстиция в исторической ретроспективе.

Итак, думая, как изложить весь материал, я пришел к выводу, что целесообразней располагать мысли, их анализировать, исходя из эволюции прав ребенка и их защиты.

Давайте же окунемся в глубины истории, к моменту возникновения государства и права в Древней Руси. Первым официальным правовым источником Древней Руси была Русская правда. Его спецификой является то, что ребенок наравне с женщиной не обладал никакими правами. С точки зрения юридического статуса, он являлся вещью, которой собственник мог владеть, пользоваться и распоряжаться. Соответственно, права детей с помощью юридических средств защиты никак не защищались. На протяжении долгих лет в законодательных источниках статус несовершеннолетних глубоко не регулировался и ничем не отличался по своей сути. Важным моментом в развитии Ювенальной юстиции стало принятие закона в 1866 году Александром II «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Этот акт стал отправительной точкой в рассмотрении государством несовершеннолетних детей как полноправных членов общества. Главной целью стало не покарать за совершение преступления, а исправить, показать другой путь несовершеннолетнему. Таким образом, повышается значимость и роль детей в жизни государства и общества.

С 1910 года в стране появляется новая ювенальная ветвь в судебной власти, которая регулировала вопросы, связанные только лишь с правами и свободами несовершеннолетних. Но после октябрьской революции такие суды были упразднены, и наступило время появления новой специфической ветви и структуры регулирования ювенальных отношений.

С 1918 года были упразднены «детские суды» и наказание для несовершеннолетних. Создавались специальные комиссии для несовершеннолетних, которые регулировали вопросы беспризорности, опеки, правонарушений детей и т.п. К несовершеннолетним не могла применяться высшая мера наказания в виде расстрела. Уголовный закон прямо предписывал по возможности применять к несовершеннолетним более мягкие наказания, нежели к взрослым. С 1941 года законодательство идет в сторону увеличения ответственности несовершеннолетних. Так, например, дети могли привлекаться к ответственности не только за умышленные преступления, но и за преступления, совершенные по неосторожности. В 1964г. Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении заявил о том, что следует создать суды, которые регулировали бы специфические вопросы, связанные с правами и обязанностями детей и несовершеннолетних. Но такие суды не созданы и по сей день.

Итоги

Напоследок хочется привести одну цитату Ф. Ницше:

«Не стой среди равнины

И не тянись в эфир!

Как раз посередине

Прекрасен этот мир».

Не стоит смотреть только лишь в крайности, может быть нам стоит взять только плюсы и отбросить все минусы этого института?

§ 1. Исторические аспекты становления и развития ювенальной юстиции в России и за рубежом

В настоящее время проблемы ювенальной юстиции, исторические аспекты ее возникновения и развития становятся все более актуальными для России, привлекая внимание видных отечественных юристов, педагогов, психологов, практических работников органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними.

Исторический опыт зарождения, становления и развития ювенальной юстиции и ее нормативной правовой базы имеет сложный и длительный характер.

Древние памятники законодательства, исследования ученых разных стран исторических этапов формирования правового статуса несовершеннолетних свидетельствуют о сохранении бесправного положения детей перед законом и судом на протяжении нескольких эпох – от Античности и Средневековья до начала XIX века. Уголовная ответственность несовершеннолетних в те времена ничем не отличалась от уголовной ответственности взрослых людей, никакого снисхождения к детям не было, возрастные особенности их психики не учитывались. Это было связано с отсутствием в обществе представления о юридическом и социальном понятии детства как особо защищаемого периода жизни человека. Поэтому в процессе судопроизводства и при назначении наказания несовершеннолетний правонарушитель приравнивался к взрослому преступнику.

Одной из предпосылок возникновения интереса к защите прав детей, приведшего к формированию специального законодательства и ювенальной юстиции, послужило возникновение новых течений в социологии и психологии, завладевших умами прогрессивных ученых Америки и Европы. Они, с одной стороны, коренным образом изменили прежние представления о несовершеннолетнем возрасте и месте ребенка в обществе, а с другой стороны, о целях и задачах уголовного права в отношении несовершеннолетних.

В начале 80-х годов XIX века возникла «современная школа уголовно-правовых наук» под руководством немецкого ученого Франца фон Лисца (Марбургская программа 1882 года), которая положила начало кардинальным изменениям в правовой науке. Целью уголовного наказания провозглашалось не возмездие, а предотвращение преступлений в будущем и, если это возможно и необходимо, – посредством воспитательной ресоциализации правонарушителей. В связи с этим предполагалась необходимость индивидуализации мер воздействия в зависимости от особенностей личности преступника и его восприимчивости к воспитанию. Эти идеи явно корреспондируются с принципами ювенальной юстиции, впоследствии закрепленными в международных актах.

Другой предпосылкой распространения идей ювенальной юстиции явились существенные изменения на рубеже XIX–XX веков в экономике и политике европейских стран и США, цивилизация сделала огромный шаг вперед на пути научно-технического прогресса. Одновременно резко возросло количество бездомных и беспризорных детей, небывалого масштаба достигла детская преступность.

Существовавшая ранее система борьбы с детской преступностью оказалась неспособной справиться с новыми реалиями. Прежние методы обращения с несовершеннолетними правонарушителями – приравнивание ребенка к взрослому человеку при рассмотрении дел в судах и назначение наказания, совместное содержание в тюрьмах детей и взрослых преступников – не только не способствовали перевоспитанию, а напротив, обеспечивали детям преступное будущее.

Читайте так же:  Участок под материнский капитал

В конце XIX века произошел существенный переворот во взглядах на решение проблемы преступности несовершеннолетних. Нарушение закона несовершеннолетним больше не рассматривалось как преступление, оно считалось «отклонением» в поведении, вызванным сложившимися социальными обстоятельствами и требующим реабилитационного реагирования, а не наказания. Было впервые введено новое понятие: «правонарушитель» (dilinquent), отличающееся от понятия «преступник» (criminal). Впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних.

Один из первых судов по делам несовершеннолетних был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 года на основании «Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними». По примеру США подобные суды были созданы в Англии (1905), Канаде (1908), Бельгии (1912), Франции (1914), Греции (1924) и ряде других стран.

Как отмечал известный российский процессуалист профессор П. И. Люблинский, «едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX в. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы». [341]

В России первый автономный ювенальный суд по делам несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года. В 1917 году такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. По мнению отечественных ученых, российская модель ювенальной юстиции, во многом вобравшая опыт Чикагского суда, была удачной. До 70 % несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних.

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке».

Позднее, в 1913 году, в компетенцию «детского суда» были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства. В тот период в уголовном законодательстве содержались некоторые охранительные нормы в отношении несовершеннолетних, в соответствии с которыми уголовному преследованию подвергались несовершеннолетние с 10 лет, предусматривался льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних в возрасте 10–17 лет, совершивших преступления «без разумения». Наряду с этим было специальное толкование закона относительно несовершеннолетних, совершивших преступления «с разумением», которые направлялись по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних либо заключались на срок, определенный судом, но не более, чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах для арестованных по приговорам мировых судей.

В законодательстве того периода несовершеннолетним в возрасте от 10 до 14 лет, совершившим преступления с «разумением», предусматривалась замена смертной казни, каторжных работ, лишения гражданских прав ссылкой – направлением в исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних на срок от одного месяца до одного года, а также помещение таких несовершеннолетних в монастыри. Таким образом, в законах дореволюционной России содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетним.

Российская ювенальная юстиция прекратила свое существование по Декрету Совнаркома России от 17 января 1918 года и была заменена другой системой, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной и более приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Декрет от 17 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних, отменив тюремное заключение и суды для них. Указанные комиссии находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач. В компетенцию комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из «убежищ» Наркомата, сообразно характеру содеянного.

30 июля 1920 года была опубликована Инструкция «О работе комиссии о несовершеннолетних». Этот медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Заседания комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних. Преимущественное участие в заседаниях и в принятии решений о судьбе несовершеннолетних специалистов неюридического профиля снижало уровень деятельности комиссий и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях.

4 марта 1920 года был принят декрет «О суде над несовершеннолетними», который в отличие от декрета 17 января 1918 года допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если Комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.

Как видим, в 20-е годы прошлого века вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (в ред. 1923 года) была сформулирована модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел. При этом впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

Однако данная модель ювенальной юстиции развития не получила, поскольку последующие нормативные акты были направлены в основном на карательную переориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних. Так, 7 апреля 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое на долгие годы определило недемократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних.

Возрождение идей ювенальной юстиции и их реализация приходится в Российской Федерации на 90-е годы прошлого столетия, что связано с большими изменениями в политической жизни страны.

История возникновения и становления ювенальной юстиции в России. Современные подходы к возрождению в России ювенальной юстиции

До 1909 в России не существовало специальных судов для несовршенно летних . В 1909 г. Петербургским патронажным об­ществом был учрежден институт единоличного судьи для детей. в России институт единоличного судьи имел много дефектов. Это была суммарная юрисдикция, которая не имела юридической базы в законодательстве России. Видимо, поэтому она не принесла ожидаемой повышенной правовой охраны несовершеннолетних в суде. Она с трудом продержалась до 1910 г., когда был создан автономный суд для несовершеннолетних.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Петербурге 22 января 1910 г. В России функции судьи по делам несовершеннолетних осу­ществлял специальный мировой судья. при создании рассматри­ваемых судов в России в их компетенцию было включено осуществление задач уголовного преследования не только несо­вершеннолетних преступников, но и взрослых подстрекателей. Осуществляли они, как уже отмечалось, и судебный надзор за попечительскими детскими учреждениями.

Читайте так же:  Примеры автобиографий при усыновлении уже опекаемого ребенка

Судья
-рассмотрение дел несовершеннолетних единоличным судьей;
-избрание судьи по делам несовершеннолетних, как и любого мирового судьи, среди населения, проживающего на территории судебного округа;
-требование знания судьей детской психологии; поэтому пред­почтительны были на эту должность врачи и педагоги;
-достаточно широкий круг дел, отнесенных к компетенции рассматриваемого суда;
-отсутствие гласности судебного разбирательства;
-отсутствие формального судебного процесса, формального обвинения в совершении преступления;
-упрощенная судебная процедура, в основном сводившаяся к беседе судьи с подростком при участии попечителя;
-преимущественное применение, в качестве меры воздействия, попечительского надзора (по данным статистики — в 70% случаев).

Часть 2 ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправи­тельных предусматривала льготный режим реализации уголов­ной ответственности для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления «без разумения». Для них предусматривалась отдача под ответственный надзор, по усмот­рению суда, — или их родителям, или лицам, на попечении которых подростки находятся (причем изъявивших на то согла­сие). Если же за преступление предусмотрено тюремное заклю­чение, «несовершеннолетние могут быть обращены в воспита­тельно-исправительные заведения для несовершеннолетних, где сии заведения устроены».Согласно этой статье, в местностях, где нет исправительно-воспитательных учреждений для несовершен­нолетних или в случае недостатка в них мест, несовершеннолет­ние в возрасте от 10 до 18 лет, признанные судом как совершив­шие преступления «без разумения», могли быть отданы «для исправления» на срок, определенный судом, но не более чем до достижения ими 18 лет, в монастыри их вероисповедания. Очевидно, что это бывало в случаях согласия на то настоятелей монастырей.

Современная модель ювенальной юстиции в России

Поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим»[4].

Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи[10].

Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»[11] привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний[9].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История становления и развития ювенальной юстиции в России в дореволюционный период

Дата публикации: 30.04.2018 2018-04-30

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Видео (кликните для воспроизведения).

Фомина А. А. История становления и развития ювенальной юстиции в России в дореволюционный период // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 256-258. — URL https://moluch.ru/archive/203/49904/ (дата обращения: 15.03.2020).

Ключевые слова: мировой судья, Россия, дореволюционная Россия, попечительский надзор, уголовное законодательство, ювенальная юстиция.

Исторический путь развития ювенальной юстиции в России характеризуется особой уникальностью и неповторимостью. Ее появление, развитие, взаимодействие с другими институтами правосудия с каждым годом все больше вызывает интерес у юридического сообщества.

Так как же проходило ее становление?

Уже в период правления Ивана Грозного Постановлением Стоглавого Собора забота о детях была признана всеобщей и осуществлялась на общественные средства [4, с.172].

«Детские суды» в России впервые появились в 17 веке, в период правления Алексея Михайловича, проводившего гуманистическую политику в отношении несовершеннолетних. Дальнейшее развитие данной идеи было продолжено Екатериной Великой. Однако каких-либо успехов данный институт правосудия в Российской Империи не достиг.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года закреплялась возможность замены строгого наказания для несовершеннолетнего преступника на более мягкое, устанавливались правила о назначении для несовершеннолетних исправительных заведений, также малолетние правонарушители в качестве меры наказания отправлялись в монастыри. Уложением был закреплен минимальный возраст для уголовного преследования несовершеннолетних.

Судебная реформа 1864 года, оказала весомый вклад в развитие правосудия в отношении несовершеннолетних. Вступивший в силу 20 ноября 1854 года Устав уголовного производства провозгласил «применительно к детям закон должен иметь в виду цель менее наказательную, чем исправительную, а само наказание для них должно быть не столько возмездием, за содеянное, за прошедшее, сколько залогом лучшего будущего, следовательно, иметь характер, преимущественно, воспитания, быть средством исправления дурных зачатков и развития добрых качеств» [3, с. 2497]. Данный Устав ввел возрастной ценз несовершеннолетних, подвергаемых к осуждению и наказанию: от 10 до 17 лет соответственно.

В конце 19 века в России отмечалась значительная гуманизация наказания в отношении малолетних преступников. Уголовно-процессуальное законодательство наряду с уголовным законодательством в большинстве своем характеризовалось повышенной юридической защитой несовершеннолетних относительно взрослых правонарушителей. Однако большинством ученых, все же отмечается, существовавшая в то время, незащищенность несовершеннолетних преступников [1, с.545].

Говоря об уголовном законодательстве того времени, нельзя не упомянуть Закон от 2 июля 1897 года «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». Данный акт действовал в период существования судов в отношении несовершеннолетних, в плоть до его отмены в 1918 году. Данный закон оказал лишь негативное воздействие на уголовную политику той эпохи. Он предусматривал такие меры наказания для подростков как тюрьма и содержание в специализированных помещениях. Для правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года Закон устанавливал меру наказания виде каторги отправления на поселение [4, с.172].

22 ноября 1910 года в дореволюционной России, а именно в Петербурге был создан суд по делам несовершеннолетних. Подобные суды в данный период также существовали в таких городах, как Томск, Москва, Киев, Одесса, Саратов и др. [1, с.544]. Эти суды создавались с целью изучит личность, мотивы и поведение несовершеннолетних правонарушителей.

Правосудие по делам несовершеннолетних в дореволюционной России осуществлял мировой судья. Мировой судья избирался из числа населения, проживающего в судебном округе. Первым судье по делам несовершеннолетних был избран добавочный мировой судья Окунев Н. А.

Помимо своих прямых полномочий, судья также был обязан осуществлять надзор за организациями, осуществляющими заботу и попечение за несовершеннолетними правонарушителями. К компетенции мирового судьи не относились едал об опекунстве и иные гражданские производства. Однако судья осуществлял правосудие и в отношении взрослых подстрекателей подростков [1, с.544].

Читайте так же:  Цели ювенальной юстиции

В ведении учрежденного суда находились дела нескольких категорий: по обвинению подростков в совершении преступлений; о допущении детей к прошению милостыни; об оставлении детей без помощи; об оставлении малолетних или несовершеннолетних без надлежащего надзора лицами, которым по закону такой надзор предписан; о допущении несовершеннолетних в заведения, торгующие крепкими напитками; о нарушении заводами, фабриками и ремесленными заведениями постановлений, относящихся к несовершеннолетним; о нарушении мастерами порядка в управлении подмастерьями и учениками; о нарушении законов об обеспечении нормального отдыха работающих подростков; о нарушениях обязательных постановлений административных властей, городских дум и земских собраний, имеющих целью обеспечение охраны жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних или обес- печение им возможности получать надлежащее воспитание и образование, а также дела по обвинению несовершеннолетних в совершении преступных деяний в соучастии с совершеннолетним. Позднее в компетенцию мирового судьи были введены дела о беспризорных несовершеннолетних правонарушителя, это в свою очередь, расширило круг его полномочий.

Сам процесс осуществлялся в форме официальной беседы в присутствии родителей и попечителя. Участие адвоката в разбирательстве было необязательным. Определение наказания было следующим: сначала устанавливался педагогический присмотр, затем, если он не имел успеха, осуществлялось личное задержание, окончательная мера определялась спустя пять-шесть месяцев после первого разбирательства. Главными же мерами, используемыми судами, была отдача под присмотр и помещение в воспитательно-исправительное заведение.

Помещение под попечительский надзор было основным методом влияния на несовершеннолетнего правонарушителя. Попечитель был обязан познакомиться с семьей подростка, родственниками, информировать судью об обстановке, в которой находится несовершеннолетний. Попечители также проводили совещания, на которых присутствовали судья, врач-психиатр и невропатолог. Сами дела в отношении несовершеннолетних преступников формировались в форме картотеки, которые раскладывались по ящикам в алфавитном порядке [4, с.172, с.173].

В 1913 году состоялся первый съезд деятелей по вопросам суда для малолетних, на котором были рассмотрены проекты специальных законов. Среди которых был законопроект, предусматривающий следующее меры воздействия: выговор, домашний арест, особый надзор, замечания, назначение воспитательно-исправительных заведений и др. Однако развитию данных идей помещала начавшаяся первая мировая война [2, с.19, с.20].

Подытоживая все вышесказанное можно выделить следующие особенности ювенальной юстиции в дореволюционный период: дела рассматривались единолично мировым судьей, мировым судьям необходимо было разбираться в детской и подростковой психологии, судебный процесс был конфиденциальным, отсутствовал как таковой обвинительный акт, форма процесса — упрощенная в виде беседы, основным методом влияния на несовершеннолетних преступников был попечительский надзор [4, с.174].

  1. Васинцева Л. М. Исторический путь ювенальной юстиции // Вестник МГТУ. — 2006. — № 4. — С. 541–546.
  2. Замышляев М. Д. Перспективы ювенальной юстиции в России: исторические аспекты // Вопросы ювенильной юстиции. — 2012. — № 5. — С. 18–22.
  3. Исакова Т. В. Краткий очерк развития ювенального уголовного правосудия в России: от законодательных новелл Устава уголовного судопроизводства Российской империи до современных реалий // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 11(48). — С. 2497–2503.
  4. Чернова М. А. Развитие ювенальной юстиции в дореволюционной России // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — № 6. — С. 171–175.

Исторические аспекты создания ювенальной юстиции в России

История зарождения ювенальной юстиции в России имеет свое начало в законодательных актах, дифференцирующих подходы к взрослой и дет­ской преступности.

Ответственность малолетних была предусмотрена: в литовском Су­дебнике 1468 г., в «Правилах поместных соборов», в «Градском законе», в «Ответах правильных Тимофея, Архиепископа Александрийского».

В Новоуказных статьях 1666 г. содержится разъяснение о неподсуд­ности семилетних детей.

По Воинским артикулам Петра I малолетний возраст преступников принимался во внимание при совершении ими воровства.

Указ Сената от 23 августа 1742 г. впервые определил возраст мало­летнего в уголовных делах — до 17 лет — и установил запрет на пытки, сече­ние кнутом и смертную казнь в отношении малолетних, оставив такие те­лесные наказания, как сечение плетьми, розгами, батогами, заковывание в ножные кандалы.

В Указе Екатерины II от 26 июня 1765 г. была закреплена полная невменяемость детей в возрасте до 10 лет, различались малолетние от 10 до 15 и от 15 до 17 лет, уголовное наказание для них смягчалось.

Свод законов 1832 г. с изменениями, внесенными Законом от 28 ию­ня 1833 г., сохранил положения Указа 1765 г. и возлагал на суд обязан­ность решать вопрос «о разумении» действий малолетнего.

Малолетние преступники от 10 до 14 лет освобождались от катор­жных работ, наказаний кнутом и публичных наказаний плетьми, а от 14 до 17 лет освобождались от телесных наказаний, но не от каторжных работ.

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. уста­новило следующие положения, касающиеся несовершеннолетних:

• до 7 лет — нет вменения,

• от 7 до 10 лет дети не подлежат ответственности, но отдаются ро­дителям или родственникам для домашнего исправления;

• от 10 до 14 лет, если совершил преступление без разумения, то не­наказуем, если с разумением, то подвергается наказаниям, но более мяг­ким, чем взрослые;

• возраст от 14 до 21 года являлся основанием только для уменьше­ния ответственности.

Согласно Указам от 22 марта 1860 г. и от 1 января 1874 г. и Закону от 27 октября 1881 г. несовершеннолетние вместо ссылки на житье, отдачи в арестантские отделения и тюрьму приговаривались к тюрьме на сроки, уменьшенные на одну или две ступени. При повторном совершении несо­вершеннолетними преступлений они несли ответственность наравне с со­вершеннолетними (ст. 146 Уложения 1845 г.).

Закон от 20 мая 1892 г. «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников» внес изменения в ст. 137 и 138 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Существенное значение для облегчения участи несовершеннолетних преступников имел Закон от 8 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом», а также Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных де­яниях малолетних и несовершеннолетних».

Данный закон изменил ст. 137—140 Уложения и ст. 6 и 11 Устава о наказаниях. На суд возлагалось решение вопроса о вменяемости несовер­шеннолетнего от 10 до 17 лет.

• отдача под ответственный надзор;

• помещение в исправительно-воспитательные заведения впредь до исправления, но до достижения им 21 года;

• помещение в монастыри соответствующего вероисповедания до 21 года;

Читайте так же:  Куда можно подать документы на алименты

• отдача в особые помещения для несовершеннолетних при тюрьмах и арестных домах на срок не свыше 3 лет.

По Уложению от 1903 г. субъектом преступления становилось лицо по достижении им десятилетнего возраста.

Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних прес­тупниках», действовавший до 17 января 1918 г., расценивался юристами как реакционный, этот закон сохранял для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных помещениях. К несовершен­нолетним в возрасте от 17 до 21 года допускалось применение каторги и отправки на поселение.

В России первый суд по делам несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. Функции судьи по делам несовер­шеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции ко­торого относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых, подстрекавших подростков к совершению преступлений. На судью также возлагались функции надзора за работой учреждений, в кото­рых содержались малолетние преступники.

С 1913 г. компетенция суда была расширена сферой гражданского и опекунского судопроизводства, им стали рассматриваться дела о беспри­зорных несовершеннолетних.

В 1912 г. ювенальный суд был учрежден в Москве, азатем в Киеве, Харькове, Одессе и других городах.

Специального закона о создании ювенальных судов в России не су­ществовало, и такие суды действовали на основе опыта деятельности зару­бежных ювенальных судов и собственного опыта, который весьма высоко был оценен юристами того времени.

Первым судьей по делам несовершеннолетних в Санкт-Петербурге был опытный юрист Н. Окунев.

Создание специальных судов способствовало воспитательной на­правленности при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, при этом выявлялись недостатки в надзоре и попечении о ребенке, а также условия, способствовавшие его преступному поведению.

В задачи суда входило принятие мер в отношении беспризорных и за­щита интересов детей. Разбирательство проходило в особой комнате, при зак­рытом заседании, в присутствии только родителей или попечителей.

Суд по делам несовершеннолетних в России имел следующие осо­бенности:

• рассмотрение дела единолично мировым судьей;

• избрание судьи среди населения, проживающего в судебном окру­ге (по принципу избрания мирового судьи);

• профессиональная подготовка судьи, предполагавшая знание дет­ской психологии, педагогики и медицины;

• достаточно широкая предметная подсудность,

• конфиденциальность судебного разбирательства;

• упрощенное судопроизводство без формального судебного разби­рательства и обвинительного акта;

• применение в качестве основной меры попечительского надзора;

• обжалование решения в особое отделение съезда мировых судей.

Создание ювенальных судов в России позволило уделять должное вни­мание изучению личности несовершеннолетнего преступника и причин совер­шения преступлений, а также повлияло на смягчение карательной функции в государственной уголовной политике в отношении несовершеннолетних.

Декрет от 17 января 1918 г. «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил суды для несовершеннолетних и установил, что дела несовершен­нолетних до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подле­жат ведению комиссией о несовершеннолетних.

В компетенцию комиссии входило освобождение несовершеннолет­них от ответственности или направление их в одно из убежищ Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних, определяющая направления ее деятельности и пре­дусматривающая передачу несовершеннолетнего вместе с делом народно­му судье в следующих случаях:

• если признано недостаточным применение к несовершеннолетнему медико-психологических и воспитательных мер;

• при упорных рецидивах;

• при систематических побегах из детских домов;

• при явной опасности для окружающих в случае оставления несо­вершеннолетнего на свободе.

Несовершеннолетние в возрасте старше 14 лет доставлялись в течение 24 ч с момента задержания народному судье, входившему в состав комиссии о несовершеннолетних. Судья в течение трех суток должен был провести не­обходимые следственные действия и внести доклад о результатах расследова­ния комиссии, которая принимала окончательное решение по делу.

Малолетние в возрасте до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, задержанные за незначительные правонарушения, поступив в приемные и распределительные пункты, подвергались воспитательным мерам воздействия по постановлениям, вынесенным в данных пунктах и утвержденным комиссией о несовершеннолетних.

На публичных заседаниях комиссии о несовершеннолетних разреша­лось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии несовер­шеннолетних.

В связи с опасными преступлениями, совершаемыми несовершенно­летними, и недостаточной эффективностью предупреждения таких преступ­лений комиссиями о несовершеннолетних 4 марта 1920 г. постановлением СНК РСФСР был утвержден декрет «Осуде над несовершеннолетними». В данном декрете допускалась передача дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних уста­новила невозможность применения медико-психологических мер.

Этот декрет восстанавливал некоторые элементы ювенального суда, однако сохранял юрисдикцию комиссии о несовершеннолетних.

Судебное вмешательство производилось специальным составом су­дей и только в случаях совершения несовершеннолетними тяжких прес­туплений (до 1935 г.).

Правосудие периода 20-х гг. XX в. в России имело тенденцию к ос­лаблению карательной политики в отношении несовершеннолетних.

В 1930-40-х гг. карательная функция усилилась. Был снижен возраст уголовной ответственности до 12 лет по значительной части составов прес­туплений, восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, исключена из УПК РСФСР ст. 38 о выделении дел в от­ношении несовершеннолетних в отдельное производство и т. п.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. установил для несовершеннолет­них более высокие возрастные границы — 15 и 16 лет, а с 1966 г. — 14 лет за отдельные виды преступлений.

В 70-80-е гг. при довольно незначительных государственных затра­тах на профилактику подростковой преступности состояние дел в данной сфере не вызывало особой тревоги, чем можно объяснить отсутствие ка­ких-либо шагов по созданию ювенальной юстиции в РСФСР.

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик от 2 июля 1991 г. № 2281-1 содержали специальный раздел «Особенности уголов­ной ответственности несовершеннолетних», в данном разделе правоохранитель-

ная система ориентировалась на применение к несовершеннолетним мер воспи­тательного характера

Видео (кликните для воспроизведения).

Первое десятилетие XXI в. в России высветило наиболее острые со­циальные проблемы, касающиеся защиты детей. Накопление таких про­блем происходило по мере экономических и политических перемен в Рос­сийской Федерации. В результате резко повысилась преступность несовер­шеннолетних и еще более повысилось количество преступлений, совер­шаемых в отношении детей.

К сожалению, на современном этапе ювенальная юстиция не является приоритетным направлением реформирования судебной системы в России и не получает законодательного закрепления. Кроме экономичес­ких трудностей в Российской Федерации негативным фактором, мешаю­щим возрождению ювенальной юстиции, можно признать отсутствие в об­ществе и государстве должного понимания такой необходимости.

Источники

История развития ювенальной юстиции в россии кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here