Круглый стол насилие в семье

Предлагаем статью на тему: "Круглый стол насилие в семье" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Как усмирить семейное насилие?

Злободневная тема

Сейчас на федеральном уровне парламентарии пытаются выработать закон о профилактике домашнего насилия. Острые споры вокруг этого законопроекта обострили внимание к тому, что происходит у нас на «семейном фронте» и какими методами можно улучшить ситуацию.

Что же показал большой разговор на площадке Заксобрания? Перво-наперво стало ясно, что проблема семейного насилия очень серьезная и резонансная.

Кабинет, где проводилась дискуссия, был битком набит.

Вице-спикер ЗС Роман Кавинов сразу заявил, что кроме нормативных актов, для профилактики домашнего насилия нужна слаженная совместная работа власти и общества. А этого пока явно не хватает.

Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова обратила внимание на то, как многообразна эта проблема. Насилие в семье может быть и физическим, и психологическим, и экономическим. Кроме детей и женщин, в семьях часто страдают пожилые. Они со своими бедами часто обращаются к омбудсмену.

Людмила Романова привела имеющиеся цифры о насилии в семье (обращения в правоохранительные органы, соцопросы, детские рисунки на тему прав человека). Эти данные, пусть и неполные, показывают, что проблему общество видит, но пока не может ее толком «сформулировать», как выразилась Людмила Романова.

Тем временем, семейное насилие зачастую — скрытое. «Сор из избы» выносить не принято. Латентности насилия в семье как раз и посвятила свое выступление депутат ЗС Инна Гаврилова. Выявить, что семья в беде, очень сложно. Часто под спудом остается и такое явление как пренебрежение ребенком.

Инна Гаврилова, как и многие другие на «круглом столе», сказала о необходимости новых убежищ для пострадавших от семейного насилия, и чтобы адреса этих центров были широко известны.

Замдиректора областного департамента социальной защиты населения Наталья Голубева рассказала о том, как востребовано «кризисное отделение» для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ежегодно туда обращаются сотни женщин, причем, бывает, что приходят и повторно.

Людмила Романова напомнила, что такой социальный приют существует только во Владимире, и нигде больше по области.

Споры о патриархальности

Кандидат социологических наук, доцент Владимирского филиала РАНХиГС Галина Евстифеева представила научный взгляд на проблему семейного насилия, которое она назвала «маленькими войнами». Выход может быть в том, чтобы сразу воспитывать у детей неприятие насилия и готовность сообщить взрослому, если такое происходит.

Галина Евстифеева назвала одной из причин распространения семейного насилия патриархальную структуру семьи.

В гендерном плане, опираясь на статистику, Галина Евстифеева рассказала, что чаще выступают агрессорами в семье мужчины.

В понимании патриархальности с ученой не согласился протоиерей Дионисий Кормчихин, настоятель Свято-Покровского храма села Лыково и член регионального Совета отцов. Он понимает патриархальность в духе библейской заповеди о почитании отца и матери, призывает взять в семью хорошее из «Домостроя». Главный корень нравственных бед в обществе протоиерей видит именно в насилии к родителям. Обиженные детьми старики и старушки чаще приходят со своими проблемами в храм, а не только к омбудсмену или юристу-медиатору.

И по «гендерному вопросу» священник возразил доценту. Отец Дионисий считает, что нельзя «маскировать» женское насилие, к которому привела эмансипация и как раз отход от идеалов патриархальности. А многие мужчины при сильных женщинах стали инфантильными.

Не хотелось бы, чтобы такие разногласия помешали единству действий. Поэтому Галина Евстифеева призвала всех, несмотря на разницу во взглядах, действовать солидарно против семейного насилия.

О роли НКО

Обсуждаемый проект федерального закона о профилактике семейного насилия уполномоченный по правам ребёнка во Владимирской области Геннадий Прохорычев назвал «сырым». Да и другие участники дискуссии высказались о законопроекте неоднозначно.

Прохорычев уверен, что без участия некоммерческих организаций ни профилактика семейного насилия, ни помощь его жертвам на нужном уровне не получатся. При этом есть проблемы: государство недооценивает роль НКО, а люди боятся, что общественники начнут «вламываться в семьи» под видом борьбы с домашним насилием. Но такую возможность в нашем регионе детский омбудсмен исключает.

И вот пример реальных дел НКО: усилиями благотворительного фонда «Близкие люди» при областной грантовой поддержке в регионе скоро заработает единый телефон для пострадавших от домашнего насилия с коротким номером 128. Об этом сообщила представительница фонда Елена Гаранина.

Сказали свое слово и правоохранители.

Начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД по Владимирской области Елена Абрамова уверена, что людей, применяющих силу в семье, поощряет безнаказанность. Только реальные наказания могут вразумить.

Старший помощник руководителя Следственного управления СК по Владимирской области Ирина Минина призвала воспитывать правовое самосознание граждан, готовность сообщать правоохранителям, если заметили насильственные действия в семье. Многие случаи гибели детей можно было бы предотвратить, прояви окружающие бдительность.

Что делать?

Нужна целая программа действий в регионе, — с этим согласны все.

Например, высказана инициатива организовать систему подготовки людей, которым проще заметить признаки домашнего насилия чисто по профессии: это врачи, соцработники, учителя и воспитатели, работники торговли и сервиса.

— Предотвратить беду может простой продавец или парикмахер, заметивший у клиента ссадины или синяки, — полагает вице-спикер ЗС Роман Кавинов. — Специальные тренинги и семинары смогли бы настроить на внимательное отношение к окружающим и научить методам «скорой помощи» — задать правильные вопросы, подсказать, куда можно обратиться за помощью, проинформировать соответствующие службы, да и просто ненавязчиво предложить визитку с «нужными» номерами телефонов.

Среди других рекомендаций «круглого стола»: разработка регламента межведомственного взаимодействия по обсуждаемой проблеме; создание кризисных центров для пострадавших от семейного насилия в муниципалитетах по области; появление специальной областной телефонной службы доверия; усиление правового просвещения и информирования с помощью социальной рекламы в СМИ; обучение полицейских на местах работе с пострадавшими от семейного насилия и многое другое.

Читайте так же:  Скучаю по ребенку после развода

Круглый стол «Профилактика жестокости в семье»

Круглый стол «Профилактика жестокости в семье»

Эмоциональное, словесное насилие

В отдельную форму выделяется эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания».

Этот вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие. Такое насилие выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса. Это насилие, если:

• человек использует слова, унижающие личность и достоинство другого человека. К таким словам можно отнести и клички, которые дают в школе, они часто бывают оскорбительными и обидными;

• слова, которые говорит один человек другому, содержат угрозу «Если еще раз такое сделаешь – я тебя побью! », «Это тебе даром не пройдет! », «Только скажи кому-нибудь, и я тебя убью! ». Эти слова вызывают страх в человеке, заставляют его молчать, а значит человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и безопасно и повторять свое насилие;

• один человек отказывает другому в поддержке, помощи, похвале, душевном тепле, из-за чего другой может чувствовать себя ненужным, неважным, «пустым местом», отказывается разговаривать;

• тебе не позволяют видеться и дружить с теми, кого ты выбираешь, и кого ты любишь. Так родители могут запрещать видеться и общаться с другими родственниками, разведенные родители не разрешают встречаться с одним из родителей.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

• изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

• угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

• «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять) ;

• терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

• поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

• запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень») ;

• моральное разложение (коррумпирование, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков) .

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

• предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

• чрезмерно сурово наказывает ребенка.

Психическое насилие

Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Этот вид насилия проявляется в запирании кого-то в маленьком и темном помещении, когда не дают еды и питья, связывают или оставляют ребенка одного, не смотря на то, что он боится оставаться один или в силу своего маленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых. Этот вид насилия, как и другие, имеет свой целью подавить другого человека, сделать его более подвластным:

• обвинение в адрес ребенка (брань, крики) ;

• принижение его успехов, унижение его достоинства;

• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

• принуждение к одиночеству;

• совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;


• причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.


К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

Родители – хозяева (не слуги) зависимого от них ребенка.

Они определяют, что хорошо и что плохо.

Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.

Родители всегда должны быть защищены.

Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.

Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание – вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай! », «Все равно ничего хорошего не получится! ») .

Читайте так же:  В какой суд подавать заявление на алименты

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

• любовь – это обязанность;

• родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

• дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

• высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

• нежность (сильная любовь) вредна;

• удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

• лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

• то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

• родители не переживут, если их обидят;

• родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

• родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

• бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

• потребность дать выход подавленным чувствам;

• потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

• самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

• страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

• желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.

Беседа на Круглом столе с приемными родителями «Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь»
методическая разработка

Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих.

Скачать:

Вложение Размер
zhestokost_v_seme.docx 21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на Круглом столе с приемными родителями

Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь»

Две женщины, мило беседуя, идут по тротуару. Рядом плетется, изнывая от скуки, малыш лет четырех. Мать увлечена разговором и не видит, как ребенок устремляется вперед. Проходит несколько минут, женщина замечает отсутствие сына, бежит и нагоняет далеко впереди.

Малыш, услышав голос матери, оглядывается, смеясь. Но увидя перекошенное лицо пугается. Женщина, выкрикивая ругательства, грубо вздергивает сына за шиворот и изо всей силы шлепает по чему попало, да так, что голова ребенка нечаянно стукается о стену дома, возле которого все это происходит.

Знакомая картина, не так ли? Не секрет: жестокое обращение с детьми и другими членами семьи весьма распространено. Посторонние стараются не вмешиваться в такие, казалось бы, личные дела. Но специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих.

Формы жестокости в семье

Жестокость в семье может проявляться в разных формах: физической, эмоциональной и сексуальной.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ — простейший способ подавления личности. По отношению к ребенку она часто начинается с легких шлепков, переходящих в избиение. Известно, что 70% детских травм — бытовые. Не секрет, что за этой статистикой подчас скрываются систематические побои в семье. Мгновенно вспыхнувшая ярость порой настолько ослепляет родителей, что они, не задумываясь, сильно бьют ребенка по голове, в грудь, по рукам. В результате — переломы носа, ребер, черепно-мозговые травмы! Могут возникнуть нарушения слуха, зрения, не говоря уже об искалеченной психике. Из-за этого начинаются трудности с учебой, в общении со сверстниками.

В некоторых семьях кулаки используют и как доказательство “неравнодушного отношения” многих мужей к женам (а иногда — наоборот). Да так, что пострадавшая сторона нередко попадает в больницу, а то и в морг.

Ежедневные наставления, категорические приказы, оскорбления, угрозы, чрезмерная опека членов семьи — все это проявления ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖЕСТОКОСТИ. Цель? Контроль над чувствами, психическим состоянием окружающих. Американские специалисты отмечают особую форму эмоционального насилия — гаслайтинг: жертву вовлекают в какие-то ситуации, а потом, уничтожив все следы, отрицают случившееся. Например, самое “невинное” — прячут очки или варежки. А когда хозяин начинает их разыскивать, он уже начинает сомневаться: “А не потерял ли?”. Ему лицемерно сочувствуют: дескать, с памятью у тебя что-то не то, давай помогу. И незаметно кладут припрятанное на прежнее место. Особенно часто это проделывают с пожилыми. Человек в конце концов начинает верить: с его психикой не все в порядке. И полностью подчиняется агрессору.

Видео (кликните для воспроизведения).

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — домогательства, изнасилования, инцест — обычно происходит за закрытыми дверьми, тайно. Часто оно совершается теми, кто пользовался доверием жертвы, более того, ближайшим родственником. Например, отцом над несовершеннолетней дочерью. Самое печальное, что мать, узнав об этом, порой не только отказывается подать на мужа в суд, но и делает вид, что ничего особенного не случилось, провоцируя его таким образом на новые преступления. Вместо понимания, сочувствия дочь сталкивается с равнодушием, а то и ревностью, ненавистью матери — самого близкого человека. Какую семью сможет создать, каких детей вырастит в будущем эта девочка, для которой жестокость стала повседневностью, нормой? И кто знает о тех кошмарах, которые изливаются в таких случаях на жертву?

Читайте так же:  Алименты на двоих детей закон

В США, где службы помощи жертвам сексуального насилия существуют много лет и располагают обширной статистикой, известно: каждая вторая женщина подвергается насилию сексуального партнера хотя бы раз в жизни! В нашей стране такие службы только начинают создаваться. Вряд ли у них будет меньше работы.

Опыт американских специалистов свидетельствует: женщины в семье чаще становятся жертвами физического насилия. Мужчины и пожилые люди — эмоционального, причем (в отличие от многих женщин) они не склонны распространяться о происходящем. Старики неохотно рассказывают о своих проблемах, поскольку физически зависимы от агрессора, стыдятся, что вырастили таких детей, а подчас просто из боязни попасть в дом престарелых.

Но очевидно, что более всего от семейной жестокости во всех ее видах страдают дети. И не только прямо, но и косвенно. Ведь для ребенка, особенно маленького, родители — воплощение силы, доброты, знающие и умеющие все на свете. И когда один из них оскорбляет, унижает другого и даже применяет физическую силу, малыш не может его осудить. Он начинает думать, что сам в чем-то виноват и если научится вести себя правильно, этот кошмар прекратится. Многие дети часто неосознанно стремятся привлечь внимание родителей и тем самым погасить агрессию. Обычно это не помогает. В результате страдания малыша усугубляются. У него появляются различные расстройства: недержание мочи , заикание, склонность к истерикам. Бродяжничество, пьянство в школьном возрасте — это тоже чаще всего результат семейного неблагополучия.

Мучительные переживания отражаются и на отношениях с братьями, сестрами, одноклассниками. Ребенок становится замкнутым, вялым или, наоборот, агрессивным. Если обстановка в доме накаляется долгие годы, он может попытаться даже убить агрессора. Но чаще в таких случаях дети совершают попытки суицида. По данным прокуратуры, среди причин смерти детей самоубийства находятся на третьем месте и количество их постоянно растет.

Причины жестокости в семье

Главная причина жестокости в семье — желание подчинить себе другую личность.

Агрессия, направленная на детей, объясняется, как ни парадоксально, обычно незрелостью родителей. Не имея представления о реальных способностях сына или дочери, они думают, что дети умышленно не выполняют предъявляемые требования. Проблемы в воспитании, дефицит педагогических знаний невольно вызывают у родителей чувство неполноценности. Не желая в подобном признаться даже себе, они перекладывают вину на сына, дочь и наказывают их. Еще одна причина жестокости по отношению к ребенку — эмоции взрослых по поводу финансовых трудностей в семье. Этот мотив особенно явным стал в последнее время.

На поведении семейного диктатора отражается и его внутренняя убежденность не только в эффективности, но и неизбежности наказания, как меры воспитания. Характерный приговор в такой ситуации: “Посмотри, что ТЫ заставляешь меня с тобой делать!”

Мужчина, выросший в семье, где дед и отец не считались с мнением бабушки, матери или жены — вряд ли допускает мысль о том, что другие женщины заслуживают большего уважения.

Агрессором часто становится человек с проблемами в эмоциональной сфере: ему трудно общаться, справляться со стрессами.

Симптомы жестокости в семье

Агрессоры навязывают близким почти полное социальное одиночество: стремятся постоянно быть рядом, под разными предлогами запрещают встречаться с посторонними, закатывают скандалы, сцены ревности. Ревность иногда приобретает иррациональный, фантастический характер. Супруга или супругу обвиняют не только в возможных отношениях с другим человеком, но даже в подобных мыслях!

Знаю случай, когда жена развелась с чрезмерно “заботливым” мужем из-за того, что он ежедневно вечером осматривал и обнюхивал ее белье, сам его стирал. И если вдруг у него возникало малейшее подозрение, начинал повсюду следовать за женой как тень, едва не наступая ей на пятки. А вечером долго не давал уснуть, расспрашивая, где и с кем она была, что говорила.

Характерны стремление запретить жертве распоряжаться ее собственными деньгами, вещами, контроль за телефонными разговорами, покупками и прочим. Часто деспоты впадают в ярость без видимых причин. Требуют, что называется, вылизывать до последней пылинки квартиру, готовить изысканную пищу, ублажать в постели.

Парадоксально, но факт: лицо агрессора в кругу знакомых и сослуживцев иной раз настолько же полно очарования, настолько злобно и отвратительно дома, перед ближними. Один и тот же мужчина, скажем, может на работе быть галантным кавалером, дарить цветы, помогать надевать пальто, целовать руки и раскрывать двери перед многими женщинами, а дома. бросаться на жену с кулаками и изводить ее мелкими придирками только за то, что не угодила и приготовила не то, что ему хотелось.

Жертвы жестокости в семье

Жертвой жестокости в семье может стать любой человек. Психологи не выделяют типичных черт жертвы, считая, что тем самым переложили бы на нее вину за происходящее. Однако можно сказать, что многие из взрослых страдальцев сами воспитывались в атмосфере скандалов, были свидетелями невеселой жизни матерей, отцов, выросли в убеждении: семейный мир надо сохранять любой ценой. Для них характерна низкая самооценка и, как следствие, невысокое мнение о детях.

Дети часто не могут противостоять убежденности родителя и относятся к себе соответственно.

Но почему жертва не покидает обидчика? Причин много. Иногда они выступают в комплексе: невозможность поделить квартиру, нежелание разрушать семью, страх одиночества, экономическая зависимость, боязнь возмездия со стороны агрессора, деления детей на “его” и “моих”, отлучение от детей, осуждение родственников и друзей, невозможность маленького ребенка ухода от родителей. И самая удивительная причина: жертвы нередко. любят своих притеснителей. Очевидно, потому, что никогда не видели другого обращения.

Посторонние люди не всегда знают о проблемах в семье. Но синяки и ушибы неясного происхождения, резкие перемены в поведении, особенно замкнутость и отчужденность, ложь, пропуски детьми школьных занятий без справки о болезни, алкоголизм и наркомания — свидетельства того, что в доме неладно.

Читайте так же:  Расчет выплат на третьего ребенка

Жестокости нет предела. Сама по себе она не остановится никогда. После вспышки агрессор всегда извиняется, раскаивается, даже одаривает жертвы подарками, обещает создать гармонию в семье. Но когда ему кажется, что вина искуплена, вызревает новая вспышка насилия. Ибо агрессор — живой человек. И хотя страдает подчас не менее жертвы, но он не в состоянии справиться со своими проблемами. Это лабиринт, в котором замкнуты вы и ваши дети. И если вы сами не остановите этот бессмысленный путь в никуда, если не попросите окружающих о помощи, не порвете нескончаемую цепь зла, — точно так же будут жить и ваши дети. А разве такого будущего вы им желаете?

Защитить себя и ребенка — первое, что необходимо сделать. Даже если супруг продолжает любить свою вторую половину, а ребенок — родителей, не стоит терпеть и скрывать насилие. Учтите: есть опытные люди, которые помогут вам найти выход из замкнутого круга. Позвоните в справочную и узнайте номер ближайшего кабинета социально-психологической помощи семье. Не ждите, пока семейный агрессор сочтет себя полновластным диктатором, хозяином ваших души и тела и распоясается во всей “красе”. Не доводите дело до трагедии!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом»по истории на тему: «Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности» для 6 класс.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм — угроза всего общества» для учащихся 9 классов.

Открытое занятие — круглый стол с учащимися 8 класса.ТЕМА: ПАВ и последствия их употребления.Цели:-выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ. -познакомить с понятием ПАВ и и.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.Никколо МакиавеллиЧеловек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способно.

Учить детей находить правильные решения в трудных жизненных ситуациях и уметь защищать свои права.

В ходе занятия дети знакомятся с понятием «толерантность», учатся адекватно оценивать себя и других, уважать себя.

С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением р.

Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Анна Лаптева
Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия«

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на промокашки:

впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

написано родителями.

Задачи собрания:

• Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.

Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети«

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия«.

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим, имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семьеможет иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

• со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т. п.

3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т. п.

Читайте так же:  Подать на алименты автозаводский район

4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест?Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны.Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

• распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

• что он не заслуживает уважения;

• что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

• что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

• что насилие — это проявление любви;

• что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;

• что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Список использованных источников:

1. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт. -сост. Я. К. Нелюбова.— Волгоград: Учитель, 2009.

2.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт. -сост. Л. И. Прикуль.— Волгоград: Учитель, 2009.

3.С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л. Е. Пахомова.— Волгоград: Учитель, 2008.

4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М. : ВАКО, 2005.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Видео (кликните для воспроизведения).

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

Источники

Круглый стол насилие в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here