Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается

Предлагаем статью на тему: "Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Усыновление (удочерение) детей

Понятие усыновления

Согласно п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме этого, усыновление рассматривается в семейном праве как:

  • юридический акт, порождающий возникновение прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным;
  • правоотношение между усыновителем и усыновленным;
  • институт семейного права.

Субъекты отношений по усыновлению

Субъектами отношений по усыновлению выступают усыновители и усыновленные.

В Российской Федерации возможно усыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в исключительных случаях, когда это отвечает интересам детей (п. 2, 3 ст. 124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет. При наличии уважительных причин суд вправе сократить разницу в возрасте в интересах ребенка. При усыновлении ребенка отчимом или мачехой разница в возрасте значения не имеет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Усыновителями могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. При этом граждане РФ имеют приоритет, который не касается родственников детей.

Дети могут быть переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот срок не распространяется на родственников детей.

Любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей — посредническая деятельность по усыновлению — не допускается (ст. 126-1 СК РФ).

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, осуществляемая на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. При этом такая деятельность не может преследовать коммерческие цели.

Лица, желающие усыновить ребенка, имеют право привлекать представителей. Такие представители посредниками не являются. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

В ст. 127 СК РФ указан круг лиц, которые не могут быть усыновителями:

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (см. перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542);.
  • лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;
  • лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  • лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Порядок усыновления (ст. 125 СК РФ)

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела рассматриваются по правилам особого производства с обязательным участием усыновителей, прокурора, органов опеки и попечительства, которые дают заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым.

Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. Усыновление подлежит государственной регистрации.

Условия усыновления ребенка

  • Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным должна быть не менее 16 лет. По уважительным причинам она может быть сокращена судом. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) разница в возрасте значения не имеет (ст. 128 СК РФ).
  • Согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК РФ). Согласие родителей не требуется, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны недееспособными; лишены родительских прав и со времени лишения истек шестимесячный срок; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными (ст. 130 СК РФ).
  • Согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ).
  • Согласие усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет. Исключение: возможно усыновление без согласия ребенка, если до подачи заявления об усыновлении он проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем (ст. 132 СК РФ).
  • Согласие супруга усыновителя. Согласие не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (ст. 133 СК РФ).
Читайте так же:  Раздел имущества предприятия

Тайна усыновления

Действующее законодательство содержит ряд мер, направленных на охрану тайны усыновления.

Во-первых, лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, подлежат привлечению к уголовной ответственности на основании ст. 155 УК РФ.

Во-вторых, при усыновлении могут быть изменены фамилия, имя, отчество ребенка, дата и место его рождения (ст. 134, 135 СК РФ). Дата рождения ребенка может быть изменена не более чем на 3 месяца.

В-третьих, усыновители могут быть записаны родителями усыновленного ребенка (ст. 136 СК РФ).

В-четвертых, дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Правовые последствия усыновления (ст. 137 СК РФ)

Во-первых, между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленными детьми и их потомством, с другой, возникают личные и имущественные права и обязанности, которые существуют между родственниками по происхождению (родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками и др.).

Во-вторых, по общему правилу прекращаются личные и имущественные права и обязанности между усыновленными и их родителями и другими родственниками по происхождению.

Исключениями из этого правила являются:

  • возможность сохранения личных и имущественных прав и обязанностей с отцом или матерью, если ребенок усыновлен одним лицом, соответственно, женщиной или мужчиной;
  • сохранение по просьбе дедушки или бабушки усыновленного ребенка личных и имущественных прав между ребенком и родственниками его умершего родителя.

В-третьих, ребенок сохраняет права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителя (ст. 138 СК РФ).

Отмена усыновления

Согласно ст. 140 СК РФ отмена усыновления производится в судебном порядке с участием органа опеки и попечительства и прокурора.

Основаниями для отмены усыновления в соответствии со ст. 141 СК РФ являются:

  • уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
  • злоупотребление усыновителей родительскими правами;
  • жестокое обращение усыновителей с усыновленным;
  • хронический алкоголизм или наркомания усыновителей;
  • другие основания с учетом интересов и мнения ребенка.

Правом требования отмены усыновления обладают (ст. 142 СК РФ):

  • родители ребенка;
  • его усыновители;
  • усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет;
  • орган опеки и попечительства;
  • прокурор.

Правовые последствия отмены усыновления

Во-первых, прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного и усыновителей (родственников усыновителей).

Во-вторых, восстанавливаются правовые связи ребенка с родителями и родственниками, если этого требуют интересы ребенка.

В-третьих, после отмены усыновления ребенок может быть передан родителям, а если они отсутствуют или такая передача противоречит интересам ребенка, то ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

В-четвертых, суд решает вопрос о сохранении имени, отчества и фамилии, присвоенных ребенку при усыновлении.

В-пятых, суд, исходя из интересов ребенка, может взыскать средства на его содержание с бывшего усыновителя.

После достижения усыновленным совершеннолетия отмена усыновления не допускается, за исключением случаев, когда на отмену согласны усыновитель, усыновленный и его родители, если они не лишены родительских прав или не признаны недееспособными (ст. 144 СК РФ).

Посредничество по усыновлению детей

В процессе усыновления происходит установление родительских прав в отношении приемного ребенка, а все этапы этой процедуры детально регламентированы Семейным кодексом РФ и подзаконными актами. Помощь в усыновления имеют право оказывать только уполномоченные государственные органы, а любые посредники в усыновлении с 1998 года объявлены вне закона.

Что такое посредничество?

В 1998 году в Семейный кодекс РФ была введена специальная норма, запрещающая любые формы посредничества при усыновлении несовершеннолетних граждан. Согласно ст. 126.1 СК РФ посредничеством признается любая деятельность третьих лиц, направленная на подбор и передачу ребенка для усыновления от имени и в интересах потенциальных усыновителей.

Об усыновлении ребёнка в РФ можно узнать в этой статье.

+7 (800) 550-38-47 — Россия

Что называется посреднической деятельностью?

Посреднической деятельностью отечественный законодатель называет любые действия, осуществляемые в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Осуществление поиска информации равно как и предоставление ее посторонним физическим и юридическим лицам, не имеющим специальных разрешений, категорически запрещается. Частные лица или организации, совершающие подобные действия, запрещенные государством, работают вне поля существующего законодательства. Извлечение прибыли из процесса усыновления преследуется органами власти.

В России заниматься вопросами усыновления на законном основании могут следующие субъекты:

  • органы опеки и попечительства;
  • представители исполнительной власти, имеющие специальные полномочия;
  • иностранные уполномоченные организации, имеющие специальные разрешения от РФ в силу существующих соглашений по усыновлению между странами.

Никакая из выше перечисленных организаций, не имеет права извлекать коммерческую выгоду из процесса усыновления. Все действия, связанные с усыновлением, должны проходить строго в рамках существующего законодательства и не являются способом получения прибыли.

В каких ситуациях возможно использовать представителей усыновителей?

Существующим законодательством допускается возможность использования личного представителя в процессе по усыновлению (п. 3 ст. 126.1 СК РФ). При этом, данная правовая норма не освобождает усыновителя от обязанности присутствовать в судебном процессе лично.

Читайте так же:  Оформление опекунства над инвалидом детства

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Иностранные граждане также могут быть усыновителями. В данном случае усыновление осуществляется по законам государства, гражданином которого является усыновитель, но с соблюдением ряда норм российского законодательства (абз. 2 ст. 165 СК РФ). Кроме того, иностранным гражданам разрешается пользоваться услугами переводчика, если владение языком не позволяет полностью понимать суть существующих нормативов и необходимо для облегчения общения с ребенком в процессе их знакомства. Права и обязанности представителя усыновителей четко прописаны в существующем гражданском процессуальном законодательстве.

Не все граждане имеют четкое представление о юридических тонкостях усыновления, а иностранные граждане могут вообще не знать законов РФ. Поэтому и предусматривается возможность обращаться за помощью к специалистам. Подобная практика позволяет ускорить процесс усыновления и избежать возможных юридических неточностей и ошибок в процессе оформления необходимых документов.

Как существующее законодательство борется с посреднической деятельностью при усыновлении?

Если попечитель использует законный способ усыновления, то интересы ребенка полностью соблюдаются и никаких санкций или уголовной ответственности не предусматривается. Если же совершаются противоправные действия с целью извлечения прибыли в процессе усыновления, то организация, допустившая подобное нарушение, подвергается санкциям в рамках существующего законодательства, прописанных в статьях 5.37 КоАП РФ или 154 УК РФ.

При обнаружении получения коммерческой выгоды в процессе усыновления ответчик может привлекаться по статье, предусматривающей наказание за торговлю несовершеннолетними или за совершение незаконной сделки с целью получения выгоды.

Заключение

  1. Стремясь защитить интересы несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей, государство установило четкие правила, согласно которым опекун может передать свои права и обязанности усыновителю.
  2. Собираясь принять к себе в семью нового ребенка, необходимо понимать всю ответственность предстоящего шага.
  3. Не следует обращаться за помощью к посредникам, не имеющим для этого разрешений, установленных законодательством РФ.
  4. Все действия по усыновлению проводятся только государственными структурами под контролем исполнительной власти и попечительских организаций.
  5. Любой усыновитель имеет право воспользоваться помощью специального представителя и переводчика при необходимости.
  6. Помощь специалиста поможет избежать нарушений при оформлении необходимых документов.
  7. Органы опеки тщательно обязаны проверять сведения, подаваемые усыновителем для предотвращения торговли детьми.

Следует помнить, что незнание законов не освобождает от уголовной ответственности, поэтому перед тем, как заняться усыновлением, следует проконсультироваться у специалиста.

Сегодня существует множество семей, для которых возможность иметь собственных детей стала недостижимой мечтой. Стремясь помочь таким людям и детям, в силу различных причин лишившихся родителей, государство разработало и внедрило механизм усыновления. Однако стремление заработать на чужом горе толкает недобросовестных предпринимателей на нарушение закона. Следует помнить, что подобная деятельность сурово карается органами власти. Необходимо понимать всю меру ответственности своих поступков.

Список законов

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Какая ответственность грозит, если будет выявлен факт посредничества?

Статья 126.1 СК РФ предусматривает привлечение посредников к административной ответственности по ст. 5.37 КоАП РФ. Противоправные действия по усыновлению детей влекут применение штрафных санкций в виде штрафа:

    на физических лиц – от 1000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей; на организации – от 200 000 до 500 000 рублей.

Привлечение к административной ответственности осуществляется на основании решения суда, выявление случаев посредничество может осуществляться не только органами опеки, но и сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры и т.д.

На протяжении последнего десятилетия неоднократно поднимался вопрос о необходимости введения уголовной ответственности в отношении посредников по усыновлению. Это связано с усилением роли государства в защите прав несовершеннолетних граждан, а также ввиду постоянного выявления случаев о противоправном поведении должностных лиц и иных посредников в процессе усыновления.

О том, какой пакет документов необходим для усыновления ребенка в 2017 году читайте здесь.

Возможно, вам будут интересны следующие статьи по этой теме

Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Читайте так же:  Подать на алименты после развода куда обратиться

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей (ст.ст. 124 — 144)

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей

ГАРАНТ:

См. Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденные приказом Госкомобразования СССР и Минздрава СССР от 31 января 1991 г. N 55/40

Об административной ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей см. статью 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

>
Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 126.1

Статья 126.1 . Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

ГАРАНТ:

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 126.1 СК РФ

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 2 статьи 126.1 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 126.1

Статья 126.1 . Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 126.1 СК РФ

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 2 статьи 126.1 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Содержание статьи:

В настоящее время усыновление стало доходным бизнесом. Многие недобросовестные предприниматели стремятся заработать на человеческом горе. Собираясь усыновить ребенка, следует четко понимать, к кому можно обращаться за помощью, а с кем следует избегать контакта. Законный представитель интересов ребенка — это государственная организация со специальным разрешением.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Какие органы оказывают помощь в усыновлении ребенка в РФ?

По закону РФ помощь в усыновлении может быть легальна только на некоммерческих началах. Существуют специальные организации, уполномоченные законом оказывать помощь людям, которые хотят взять сироту из дома малютки.

В настоящее время идет процесс создания сети агентств, которые будут помогать россиянам в усыновлении. Совет федерации уже одобрил проект.

Портал usinovi.ru собрал ссылки на множество сайтов, где можно найти информацию по медицинским и юридическим нюансам, а также пообщаться на форумах опекунов.

Представитель

Граждане, желающие усыновить малыша, обязаны лично участвовать в процедуре усыновления. При этом они имеют право назначать себе представителя. Гражданское процессуальное законодательство определяет права и обязанности данного лица.
Читайте так же:  Усыновление детей понятие условия и порядок

Будущие родители должны подавать заявление в суд лично и участвовать в процессе. Деятельность представителей возможна только вне судебного разбирательства.

Они могут собирать и предоставлять доказательства, разъяснять судье различные вопросы по заявлению.

Практика международного усыновления

Для иностранцев, желающих усыновить российского сироту, в РФ действуют специальные уполномоченные организации. Процесс получения аккредитации для подобной деятельности довольно сложный.

За последние годы законодательство РФ сильно ужесточилось по этому вопросу. По данным Минобрнауки РФ, больше трети российских детей до 2012 года усыновлялось иностранцами.

21 декабря 2012 года госдумой РФ был принят “Закон Димы Яковлева”, который запретил гражданам США брать российских сирот на воспитание. Название было взято в память о погибшем мальчике 2-х лет, которого приемный отец в жаркий день запер в автомобиле.

После принятия этого закона, процедуры международных усыновлений по всей России были остановлены. Многие дети, которые уже начали общение с будущими опекунами, остались в домах малютки.

Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей в Российской Федерации?

Посредничество при усыновлении запрещено законом РФ. Оказывать какую-либо помощь потенциальным родителям имеют право только специально уполномоченные организации. Независимые посредники часто нарушают права ребенка.

Любой гражданин, действующий в интересах потенциальных усыновителей, является посредником. Сюда относится: сбор и передача информации о детях, видео- или фотосъемка ребенка, дополнительная медицинская экспертиза.

Ответственность

Ответственность за посредническую деятельность неуполномоченных лиц и организаций устанавливается штрафом, который увеличивается почти вдвое для должностных лиц, а также в случае рецидива либо корыстной цели. Как вариант наказания, назначаются исправительные работы сроком до 1-го года или 6 месяцев ареста.

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы — это быстро и бесплатно!

+7 (499) 553-09-05 — Москва

Комментарий к ст. 126.1 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение посреднической деятельности по усыновлению детей. Более подробно о посреднической деятельности говорится в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанных Правил посредническая деятельность по усыновлению детей — это любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

2. В п. 2 говорится о том, какая деятельность не рассматривается в качестве посреднической деятельности. В частности, изъятия касаются следующих видов деятельности:

— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей.

Кроме того, не признается в качестве посреднической деятельности:

— оказание услуг переводчиком;

— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением. Деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации могут осуществлять как иностранные государственные организации, так и иностранные некоммерческие организации.

Согласно п. 2 Положения для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации иностранная государственная организация должна получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на открытие представительства на территории Российской Федерации.

А в п. 3 Положения сказано, что для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет.

В п. 4 Положения говорится об обязанности лично участвовать в процессе усыновления для лица, желающего усыновить ребенка. Однако это не лишает такое лицо права пользоваться услугами переводчика и юриста для представительства в судебном процессе по усыновлению.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд.

Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

Читайте так же:  Сумма алиментов на двух детей

В п. 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ также обращается внимание судов при решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика на необходимость выяснения места его работы, жительства, обстоятельств знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей. В случае установления указанных фактов, а также при наличии достаточных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. 16, 18, 19 ГПК РФ).

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится в самом общем виде об ответственности за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей. В данном случае речь может идти как об уголовной, так и административной ответственности. Однако интересно отметить, что конкретных составов, в которых бы говорилось именно о посреднической деятельности, ни в УК, ни в КоАП нет. Вместе с тем есть более общие нормы, в которых говорится об ответственности за незаконные действия по усыновлению.

Так, ст. 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей в РФ и органы, которые могут оказать помощь

В наше время посредническая деятельность при усыновлении стала бизнесом. Большинство будущих родителей имеют вполне благородные помыслы, желая взять малыша из детдома. Но от приюта до семейного счастья существует столько бюрократических препонов, что усыновители зачастую желают прибегнуть к помощи третьих лиц.

Кто не считается посредником?

Посредническими не считаются специально уполномоченные законом учреждения:

  • органы опеки и попечительства;
  • органы исполнительной власти;
  • представитель будущих родителей, который уполномочен в пределах, допускаемых законом;
  • аккредитованные иностранные организации по усыновлению детей.

Деятельность иностранной организации может осуществляться только по международному договору и согласно принципу взаимности.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

С чем связан такой запрет?

Государство декларирует приоритет интересов ребенка, поэтому при оформлении их в приемные семьи должны соблюдаться следующие требования:

    любые действия по учету детей, оставшихся без родных родителей, могут осуществляться только уполномоченными органами опеки и попечительства; процедура усыновления сопровождается доскональной проверкой сведений о личности и образе жизни потенциальных усыновителей, после чего решение об усыновлении должен принять суд; совершение любых действий по усыновлению подразумевает личное участие граждан, а их право иметь представителя не устраняет обязанности соблюдать требования законодательства.

На практике, органы опеки и попечительства также осуществляют деятельность, которая может рассматриваться как посредничество. Однако все полномочия указанного органа зафиксированы в законодательных актах, а деятельность органа опеки по защите прав ребенка осуществляется под надзором прокуратуры и суда.

Помимо этого, органы опеки не имеют право действовать от имени и по поручению потенциальных усыновителей, в их обязанности входит соблюдение прав всех участников процесса усыновления.

Запрет на посредничество при усыновлении обусловлен и правилом статьи 126.1 СК РФ, ограничивающей коммерческие цели при выборе и передаче ребенка приемным родителям. Любые виды пошлин и сборов, которые необходимо уплатить потенциальным усыновителям, могут предусматриваться только нормативными правовыми актами.

Комментарии к ст. 126.1 СК РФ

В Семейном кодексе говорится, что находить и устраивать детей, оставшихся без опеки родителей, имеют право органы:

  • исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях;
  • опеки и попечительства;
  • имеющие полномочия от иностранного государства.

Все перечисленные структуры должны работать на некоммерческих основах и соблюдать правила усыновления детей, а также контролировать их воспитание и условия жизни в семье.

Во всех остальных случаях деятельность от имени и в интересах потенциальных усыновителей, считается посреднической и незаконной.

Работая на территории РФ, иностранные госучреждения, а также некоммерческие неправительственные организации, должны получить лицензию на открытие представительства.

Необходимым условием для ее выдачи является работа предприятия по делам усыновления на территории своей страны не менее 5-ти лет.

Аккредитованные иностранные организации вправе:

  • помогать кандидатам в приемные родители оформлять документы;
  • принимать и помогать в размещении при визитах в РФ;
  • заниматься поиском информации о ребенке по заявлению потенциальных опекунов;
  • представлять их документы;
  • взаимодействовать с судом: участвовать в заседаниях и получать решение об усыновлении;
  • помогать оформлять свидетельство о рождении и паспорт ребенка для выезда за рубеж.

Кандидаты в приемные родители должны лично принимать участие в процедуре усыновления — присутствовать на заседании, общаться с малышом до судебного разбирательства. Они также имеют право пользоваться услугами переводчика.

Из-за недостатков законодательства, ограничивающего посредничество в России, складывается не совсем здоровая ситуация. Иностранные усыновители могут рассчитывать на помощь аккредитованных агентств, освоивших российскую технологию за годы работы, а россиянам приходится действовать самостоятельно и тратить на борьбу с чиновниками больше времени и сил, нежели иностранцам.

+7 (499) 288-73-46

Видео (кликните для воспроизведения).

, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источники

Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here