Права ребенка на защиту от насилия

Предлагаем статью на тему: "Права ребенка на защиту от насилия" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

В современном мире становиться особо острой и актуальной проблема жестокого обращения с детьми и насилия над ними. Встретить такое отношение можно и в специальных детских учреждениях, и в семьях, в которых живут дети. Российское государство понимает серьезность и опасность данной ситуации и разрабатывает различные меры по предотвращению насилия над детьми и жестокого с ними обращения.

Жестокое обращение с детьми — это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых лиц, приводящих к травмам, нарушениям в развитии, летальному исходу, угроза его правам и психическому благополучию.

Насилие над несовершеннолетним — психическое, физическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого ребенка или взрослого, государства, семьи, которое вынуждает его прервать свою деятельность и выполнять другую, которая противоречит ей, или угрожает его психологическому и физическому здоровью

Декларация прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН, говорится: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Таким образом, «ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».[1;23]

Можно выделить несколько разновидностей жестокого обращения с детьми:

· физическое насилие — нанесение родителями или ж лицами, которые заменяют их, повреждений физического характера ребенку. Такое воздействие может привести к смерти ребенка, отставанию в развитии, нарушить физическое и психическое здоровье;

· развращение — принуждение ребенка к поведению, противоречащему общественным нормам. Например, употребление наркотиков, занятие проституцией, преступная деятельность и др.;

· психическое или эмоциональное — пренебрежение нуждами ребенка. Родители или лица их заменяющие не могут или не хотят удовлетворять нужды ребенка, которые нужны ему для физического, умственного и эмоционального развития;

· терроризирование — угроза со стороны родителей или лиц, которые их заменяют, убить ребенка или совершить действия насильственного характера над тем, кого ребенок любит(например, домашнее животное), лишить возможности общения с близкими людьми для ребенка, а также сверстниками и домашними животными.[2;87]

Давайте обратимся к статистике, для того чтобы более точно разобраться в ситуации.

· Каждый год почти 2 тысячи детей и подростков, пытаясь спастись от жестокого обращения с ними кончают жизнь самоубийством, около 55 тысяч уходят из дома или специальных детских учреждений;

· Ежегодно все больше и больше в отношении несовершеннолетних совершаются сексуальные преступления — более 3 тысяч преступлений сексуального характера, которые включают в себя развратные действия взрослых лиц по отношению к малолетним;

· Тысячи детей, живущих на свалках, вокзалах и в подвалах;

· 10-15% родителей запирают своих детей в темноте, 15% выгоняют из дома, 20-25% наказывают детей за плохое поведение лишением еды и воды;

· 30 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 15 лет каждый год становятся жертвами убийц;

· В 2009 году в России около 65 тысяч родителей были лишены родительских прав.[3;153]

Причинами жестокого обращения с детьми чаще всего становятся причины именно социального характера. Например, плохие жилищные условия, алкоголизм родителей или одного из них, потеря работы, неполная семья, незапланированная беременность. Все это отрицательным образом сказывается на отношении к ребенку в семье.

Существуют несколько способов, которые помогут выявить проявление насилия в отношении ребенка:

· Частое обращение за помощью в медицинские учреждения за помощью из-за повреждений у детей;

· Предъявление родителями к детям требований, не соответствующих его физическим и психическим особенностям;

· Нарушение сна и аппетита у ребенка;

· Агрессивность и плаксивость;

· Стремление привлечь внимание;

· Неуспеваемость в школе, плохие отметки;

· Низкая самооценка и склонность к суициду.

Последствия жестокого обращения с детьми могут быть очень серьезными и опасными. Если ребенок вырос в семье, где к нему относились жестоко, нарушали и принижали его права, то в будущем, создав свою семью, он будет проецировать такую же модель поведения, например, его родители применяли физическое наказание, став взрослым, он тоже будет применять такого рода наказания.

Еще одним опасным последствием может быть неспособность построить профессиональную карьеру, сомнение в своих силах, низкая самооценка, в результате чего это может привести к проблемам злоупотребления алкогольными и наркотическими средствами, стремление достигнуть материального достатка с помощью преступной деятельности(воровство, убийство).

Для снижения насилия над несовершеннолетними необходимо проводить профилактическую работу[4;19]:

· посещать родителей и их детей с целью предоставления различной информации, необходимой для воспитания ребенка;

· проводить тренинги для увеличения знаний о развитии детей, привитие любви уходу за ребенком и его обучении;

· на государственном уровне создавать программы поддержки и обучения семьи, программы по предотвращению жестокого обращения с детьми и насилия над ними;

· проведение в школах классных часов и родительских собраний по темам: «Как сказать»нет», «Как распознать угрожающие ситуации», «Куда обратиться, если есть угроза насилия» и др.

Российское законодательство уделяет особое внимание защите законных прав и свобод ребенка, каких как, уважение родителями человеческого достоинства ребенка, право воспитываться в семье, право выражения своего собственного мнения и при решении вопросов касающиеся его интересов. Родители обязаны заботиться о своих детях, воспитывать, развивать физическое, психическое и духовное здоровье. При воспитании не должно допускаться жестокое обращение, унижение его человеческого достоинства. Если все-таки родители допускают неправомерное поведение в отношении ребенка, то они могут быть лишены родительских прав. В статье 69 Семейного кодекса указаны основания для лишения родительских прав[5;41]:

· уклонение родителей от исполнения своих обязанностей во воспитанию детей;

· жестокое обращение с детьми;

· привлечение детей к занятию попрошайничеством;

· умышленное преступление против жизни ребенка или супруга.

В семейном законодательстве самой крайней мерой наказания является именно лишение родительских прав. При рассмотрении уголовного законодательства самой тяжелой формой наказания является лишение свободы от 8 до 20 лет или пожизненное лишение свободы. Такая мера наказания может быть применена за убийство при отягчающих обстоятельствах. Не редко ссоры между родителями и детьми могут закончится убийством. Отягчающими обстоятельствами в данной ситуации будут являться убийство с особой жестокостью, убийство лица, находящегося в беспомощном состоянии. Однако, за некоторые виды наказания предусмотрено слишком мягкое наказание. Так, статья 106 УК за убийство матерью новорожденного устанавливает максимальное наказание в виде 5 лет лишения свободы.[6;78]

Читайте так же:  Развод кто должен подавать заявление

Подводя итог, хочется сказать, что ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. Данные правила необходимо знать и всегда учитывать при воспитании детей.

Список литературы

1. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.)

2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — С. 20 — 23.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1988.

4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. — М.: Просвещение, 2006.

5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 27 января 1996 г.

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

Каюмова Анна Михайловна
Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям — дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

2. сексуальное (развращение,

3. психическое (эмоциональное,

4. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

1)Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

Поведенческие и психологические индикаторы:

— задержка развития, малоподвижность;

— дети могут становиться агрессивными, тревожными;

— могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой;

— тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

• малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• реакция испуга на плач других детей;

• редкая улыбка и проявления радости;

• плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

• отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;

• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• копирование поведения взрослых;

жестокое отношение к животным;

• болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком:

— разные по времени возникновения;

— в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно,если:

— родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

— следы травм различной давности;

— родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

— обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

— не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

— отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

— повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

2. Моральная жестокость — (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный.

Всемирный день прав ребёнка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я, Хайруллина Э. Ш. воспитатель старшей группы «Звездочки» провела занятие на тему «Всемирный день прав ребенка». Цель занятия: формировать.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Фотоотчёт о развлечении по правовому воспитанию, приуроченного к «Всемирному Дню прав ребёнка» 20 Ноября. Едва на свете появился И приоткрыл свои глаза, Немного миру подивился — Ты получил свои права Дети – это маленькие создания,.

Консультация для приемных родителей «Жестокое обращение. Как приемный родитель может помочь ребенку» Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Краснополянский специализированный дом ребенка для детей с органическим.

Читайте так же:  Какие выплаты дают за третьего ребенка

«Права ребенка — соблюдение их в семье». Консультация для родителей Консультация для родителей «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ» В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Консультация для родителей «Соблюдение прав ребёнка в семье» Документы регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей: «Жестокое обращение с детьми» Как бы печально это не звучало, но в наше время все чаще стало звучать понятие.

Консультация «Профилактика детского насилия» Цель : Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития.

Консультация для родителей «Детство без насилия» В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона — добро и темная сторона – зло. «Чтобы поверить в добро, надо.

Наше право на защиту от насилия

Приложение 1: Конвенция по правам ребенка
(сокращенная версия)

Статья 1: Определение понятия «ребенок»

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста является ребенком и обладает правами, закрепленными в настоящей Конвенции.

Статья 2: Недискриминация

Все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, закреплены за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений или социального происхождения.

Статья 3: Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Всем организациям, занимающимся вопросами детей, следует уделять первоочередное внимание наилучшему соблюдению интересов ребенка.

Статья 4: Соблюдение прав на практике

Государствам следует обеспечить детям доступность данных прав.

Статья 5: Управление родителей и развивающиеся способности ребенка

Государствам следует уважать право и обязанность семьи управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6: Выживание и развитие ребенка

Каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на жизнь. Государствам следует обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7: Имя и гражданство

Каждый ребенок имеет право на регистрацию имени и гражданства. А также право знать своих родителей и, насколько это возможно, право на их заботу.

Статья 8: Индивидуальность

Государствам следует уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи.

Статья 9: Разлучение с родителями

Не следует разделять ребенка с его родителями, за исключением тех случаев, когда это соответствует интересам ребенка. Например, если родители плохо обращаются с ребенком или не заботятся о нем. В случае разлучения ребенок имеет право поддерживать отношения с обоими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Стать 10: Воссоединение семьи

Семьи, проживающие в различных государствах, имеют право воссоединяться и поддерживать контакты.

Статья 11: Незаконное перемещение и невозвращение детей

Государствам следует принять меры по прекращению незаконного вывоза детей из их страны.

Статья 12: Мнение ребенка

Ребенок имеет право высказывать свое мнение в случаях, когда взрослые принимают решение, затрагивающее их, и мнение ребенка при принятии таких решений следует учитывать.

Статья 13: Свобода самовыражения

Каждый ребенок имеет право получать и передавать информацию в случаях, когда она не наносит вред самому ребенку или окружающим.

Статья 14: Свобода мысли, совести и религии

Каждый ребенок имеет право на свободу мысли и вероисповедания в случаях, если это не ограничивает право других.

Статья 16: Право на личную жизнь

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от посягательств на его образ жизни, честное имя, семью и дом.

Статья 17: Доступ к надлежащей информации

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый ребенок имеет право на получение достоверной информации из СМИ. Телевидению, радио и газетам следует предоставлять понятную детям информацию, и они не должны распространять материалы, которые могут причинить вред ребенку.

Статья 18: Ответственность родителей

Оба родителя несут ответственность за воспитание своих детей, при этом им следует всегда учитывать соблюдение интересов каждого ребенка. Государствам следует помогать родителям путем предоставления различных услуг, особенно в тех случаях, когда оба родителя работают.

Статья 19: Защита от жестокого и небрежного обращения

Государствам следует обеспечивать должный уход за ребенком и защиту от насилия, жестокого и небрежного обращения со стороны родителей или других людей, осуществляющих уход за детьми.

Статья 20: Защита ребенка, не имеющего семьи

Ребенок, который не может получать должную заботу в семье, имеет право на надлежащую заботу со стороны других людей, уважающих его религию, культуру и язык.

Статья 21: Усыновление

При усыновлении ребенка первоочередное внимание уделяется соблюдению интересов ребенка. Следует придерживаться единых правил вне зависимости от того, в какой стране происходит усыновление.

Статья 22: Дети-беженцы

Каждый ребенок, попадающий в страну в качестве беженца, наделяется такими же правами, что и дети, рожденные в данной стране.

Статья 23: Дети с ограниченными возможностями

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особый уход и поддержку с тем, чтобы он мог жить полной жизнью и сохранять свою независимость.

Статья 24: Здоровье и здравоохранение

Каждый ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, а также на предоставление чистой питьевой воды, питательного продовольствия и чистую окружающую среду для того, чтобы он мог сохранять свое здоровье. Богатым странам следует помогать бедным странам в достижении этой цели.

Статья 25: Оценка условий, в которых находится ребенок

Каждый ребенок, находящийся на попечении местных органов управления, а не родителей, имеет право на периодическую оценку условий его жизни.

Статья 26: Социальная безопасность

Государству следует предоставлять дополнительные денежные средства детям из нуждающихся семей.

Статья 27: Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на такой уровень жизни, при котором удовлетворяются его физические и умственные потребности. Государству следует оказывать поддержку семьям, которые не могут самостоятельно обеспечить такой уровень жизни.

Статья 28: Образование

Каждый ребенок имеет право на образование. Школьную дисциплину следует поддерживать с помощью методов, уважающих человеческое достоинство ребенка. Начальное образование следует сделать бесплатным. Богатым странам следует помогать бедным странам в достижении этой цели.

Статья 29: Цели образования

Образование следует ориентировать на развитие личности и талантов ребенка в полном объеме. Одной из его целей следует сделать воспитание детей в духе уважения своих родителей, своей культуры и культуры других людей.

Читайте так же:  Смена фамилии ребенка в браке

Статья 30: Дети, принадлежащие к меньшинству или коренному населению

Каждый ребенок имеет право на изучение своего языка и обычаев своих семей вне зависимости от того, являются они языками и обычаями большинства или не являются.

Статья 31: Отдых, досуг и культурная деятельность

Каждый ребенок имеет право отдыхать и играть, а также участвовать в различных мероприятиях.

Статья 32: Детский труд

Государствам следует защищать детей от работы в опасных условиях, которые могут нанести вред их здоровью и образованию.

Статья 33: Употребление наркотиков

Государствам следует принимать меры с целью защитить детей от опасных наркотиков.

Статья 34: Сексуальная эксплуатация

Государствам следует защищать детей от сексуального насилия.

Статья 35: Торговля, контрабанда и похищение

Государствам следует принимать меры по предотвращению похищения и торговли детьми.

Статья 36: Другие формы эксплуатации

Следует защищать каждого ребенка от любых видов деятельности, мешающих его развитию.

Статья 37: Пытки и лишение свободы

Каждый ребенок, нарушивший закон, имеет право на защиту от жестокого обращения. Его не следует помещать в тюрьму вместе с взрослыми или лишать общения с членами семьи.

Статья 38: Вооруженные конфликты

Государствам следует заботиться о том, чтобы дети младше 15 лет не вступали в армию. Каждому ребенку, находящемуся в зоне военного конфликта, следует предоставлять особую защиту.

Статья 39: Реабилитационный уход

Каждый ребенок, который подвергся насилию или плохому обращению, имеет право на получение помощи для восстановления самоуважения.

Статья 40: Дети в конфликте с законом

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на получение юридической помощи. Тюремное наказание в отношении детей следует применять только в случаях совершения тяжких преступлений.

Статья 41: Соблюдение положений, которые в большей степени способствуют соблюдению прав ребенка

В случае если законы определенного государства в большей степени способствуют соблюдению прав ребенка, то следует придерживаться этих законов.

Статья 42: Применение Конвенции о правах ребенка на практике

Государствам следует доводить содержание Конвенции до всех родителей и детей.

« Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»
консультация на тему

Рас­ смотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Скачать:

Вложение Размер
Рас¬смотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным коде 118.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»

Цель: Изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения

изучение и разъяснение идей Конвенции о правах ребенка

1. Юридические документы, гарантирующие право ребенка на защиту от жестокого обращения.

2.Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

4. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям

Изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения

Рассмотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

  • ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;
  • ст. 6 — обеспечение в максимально возможной степени здорового
    развития ребенка;
  • ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства
    в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
  • ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
  • ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного ‘и социального развития;
  • ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;
  • ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
  • ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

> ст. 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;

> ст. 150-157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

  • ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
  • ст. 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над
    личностью обучающегося или воспитанника»:

Семейный кодекс РФ:

  • ст. 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
  • ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
  • ст. 69 — меру «лишение родителей родительских прав», как меру за
    щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

> ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Закон РК «О защите прав детей»:

> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены»,

Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
    щите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  • Трансляция родителям положительного образа ребенка.
  • Работа по коррекции детско-родительских отношений.
  • Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
    взрослыми.

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже -агрессивны.


Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога:

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Читайте так же:  Как подать на перерасчет алиментов

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

— настороженность или безразличие,

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Для этого можно побеседовать с ними, высказав свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Побывайте у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры — постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

— решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов.

2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

  1. Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и :
    поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей
    те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его
    слов.
  2. Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
  3. Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и
    эмоционально к нему привязан.
  4. Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но
    не укрепляйте в нем этих чувств сами.
  5. Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.
  6. Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и
    жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах
    самого ребенка, так и того, о ком идет речь.
  7. Может быть, допустимо и промежуточное решение, например:

«Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».

  1. Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом
    случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.
  2. Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который
    знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

а) реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, н
давать оценок случившемуся);

б) дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказа
о таком событии, это очень важно»);

в) оградить ребенка от реакции других детей («Это сложная проблема и mi
постараемся ее решить вдвоем»);

г) уделить ему максимум внимания.

3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия на ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.

В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.

К кому обращаться за помощью

  1. Психолог
  2. Детский адвокат
  3. Службы здравоохранения
  4. Специальные службы защиты от насилия
  5. Телефоны доверия

3. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям

Вопросы для обсуждения:

  • вспомнить и рассказать друг другу о случаях жестокого или пренебрежительного обращения с детьми, с которыми кому-либо приходилось сталкиваться в своей практической работе;
  • какие признаки поведения ребенка или его родителей вас тогда насторожили;

— как вы себя вели, что чувствовали;
-что вы предприняли;

— что бы вы посоветовали: как нужно и как не нужно поступать в аналогичных случаях.

Предоставить в распоряжение каждого педагога. заранее подготовить специальные листы наблюдений за поведением детей .

Лист для наблюдений за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.
материал по теме

Информация для родителей об основных нормативных документах по вопросам защиты прав ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
11.12.2012g.shkola_dlya_roditeley_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании городской «Школы для родителей»11.12.2012г.

по теме: «Правовая защита ребенка

от жестокого обращения и насилия в семье»

Часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина – не в отсутствии законов, а в их применении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий права, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни. Наша задача сегодня познакомить Вас с основными нормативными документами по вопросам защиты прав ребенка.

Читайте так же:  Алименты на двух детей сколько процентов

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

1.Декларация прав ребенка;

2.Конвенция ООН о правах ребенка;

3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).

Статья 17,ч.3 . Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или (с изменениями на 20 июля 2000 года) психологическое насилие над ними — запрещены.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)

В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статьей 56 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г .) определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания.

В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей:

— семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении;

— семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд.

В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они:
— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений;
— злоупотребляют своими родительскими правами;
— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;
— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
— совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

– за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
– за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, защита прав ребенка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: родителей, педагогов и просто людей живущих рядом с ребенком.

Источники

Права ребенка на защиту от насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here