Проблема жестокого обращения с детьми

Предлагаем статью на тему: "Проблема жестокого обращения с детьми" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы

Дата публикации: 25.02.2016 2016-02-25

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Макеева С. А., Акутина С. П. Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 626-628. — URL https://moluch.ru/archive/109/26341/ (дата обращения: 15.03.2020).

Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, зоны жестокого обращения, физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие.

Характеризуя состояние современного общества можно говорить о том, что сейчас повышен интерес к проблемам семьи и детства. Из-за тяжелой экономической ситуации повышается уровень агрессивности. Людям ничего не стоит обидеть друг друга, как физически, так и эмоционально. На самом деле нами может совершаться вред по отношению к окружающим нас людьми, это могут быть как наши близкие, так и люди, которых мы даже совсем не знаем. Но еще чаще в таких конфликтах могут пострадать те, кто не в состояние себя защитить, то есть дети. Отсюда и вышла на поверхность такая проблема, как жестокое обращение с детьми [2, c. 343].

Но, нельзя утверждать, что данная проблема появилась только сейчас. На самом деле в любые времена дети могли подвергаться насилию, причем как со стороны не знакомых людей, так и со стороны близких. Поэтому ко второй половине XX века начинаются появляться первые научные представления о заявленной проблеме. Первое упоминание о проблеме насилия принадлежит Генри Кемпе, который на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии выступил со статьей «синдром избитого ребенка». Г. Кемпе описал и выявил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые продемонстрировал статистические данные о распространении насилия над детьми в США [5, c. 19].

В России о данной проблеме впервые заговорил врач педиатр-хирург С. Я. Долецкий. Он занимался изучением избиваемых детей. И при анализе данных смог описать синдром опасного обращения с детьми. Благодаря его работам, данное явление начало рассматриваться нашими учеными [1, c. 9].

В последующие годы множество специалистов и ученых (Н. Ю. Синягина, С. В. Ильина, А. Д. Кошелева, О. С. Лобза, Е. Т. Соколова и др.) продолжили изучение жестокого обращения с детьми. Сначала большинство специалистов данной области были детские врачи, но позднее этой проблемой заинтересовались: психологи, социологи, педагоги, социальные работники. Появляется большое количество всевозможных книг, которые демонстрируют причины, формы и последствия жестокого обращения с детьми. Выходят пособия и методики помощи детям, подвергающимся насилию. В различных научных дисциплинах данная категория детей выходит из общей методологии в свою отдельную группу.

Наконец сформировалось само определение жестокого обращения с детьми. Это любое действие или наоборот бездействие, которое может нанести ребенку вред, как в физическом плане (телесные повреждение, ухудшение здоровья и другое), так и в эмоциональном (депрессии, замкнутое состояние, недоверие к окружающим и другое), которое мешает его физическому и психическому развитию, а также ущемляют его права и свободу действий.

Можно говорить о том, что на сегодняшний день по данной проблеме накоплен как теоретический, так и практический материал в помощь специалистам, работающими с пострадавшими детьми от жестокого обращения.

Также появляются статистические данные, которые показывают что, ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или лицами, их заменяющими [3, c. 86].

Данная статистика показывает, что дети могут подвергаться насилию в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, в семье. Так же стоит отметить, что обидчики могут быть как взрослые люди, так и ровесники.

Все эти признаки помогают определить зоны, в которых ребенок чаще всего может пострадать. На первом месте выступает внутрисемейное насилие. Как оказалось, там, где ребенок должен чувствовать себя в безопасности, близкие люди могут нанести вред. Причем данное насилие может так и остаться в закрытой форме, потому, что ребенку некому пожаловаться. Он может и не знать, у кого в такой ситуации можно попросить помощи [5, c. 7].

Следующая зона — это жестокое обращение в учебно-воспитательных учреждениях. Конфликты между детьми, например, в школах совсем не редкость. Поэтому в задачи педагогов входит обязательный контроль над своими учениками. Родителям в свою очередь надо обращать внимание на поведение своего ребенка. Даже маленькие незначительные факторы могут указывать на то, что ребенок не просто так не хочет идти в школу, а возможно из-за того, что там ему грозит опасность. К сожалению, бывают случаи, когда опасность для ребенка может исходить не от учеников, а от самих педагогов. Это действие со стороны педагогов от простого предвзятого отношения к ученику до телесных наказаний [5, c. 7].

Третей зоной является насилие с использованием психолого-педагогических технологий. Это различные детские кружки, секции, лагеря, санатории. Имеют место случаи, когда ребенок может прийти домой после секции с какими-либо телесными повреждениями, причиной которых он назвал неудачное падение. Но на самом деле все может быть, куда серьезней, их мог нанести тренер, как наказание. Причем для тренера, который позволяет такие меры воздействия, такой способ воспитания будет считаться правильным. И ваш ребенок никогда на него не пожалуется [5, c. 7].

Представленные зоны свидетельствуют о том, что ребенок может находиться в опасности практически везде. Это означает, что взрослые, которые несут ответственность за детей, должны быть бдительны и не упускать из виду изменения, которые происходят в поведении ребенка.

Читайте так же:  Смена фамилии после замужества штраф за просрочку

Перечисленные зоны несут за собой различные формы насилия. На сегодня это четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основным нуждам ребенка [4, c. 93].

  1. Физическое насилие — умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни.

Проявление физического насилия к детям разнообразно, от мелких ссадин, до убийства. Но в любом случае любое такое проявление приносит ребенку боль. Одной из особенностью данного насилия является то, что его можно увидеть и определить. Очень трудно скрыть различные синяки, гематомы. Факторы риска распространения физического насилия могут быть разнообразны: от экономических (например, низкий доход, безработица), до особенностей характера родителей (например, агрессия) и самого ребенка (например, инвалидность). Последствия физического насилия для ребенка огромны: ухудшение здоровья, риск стать инвалидом, постоянный страх за свою жизнь, агрессия, направленная на того, кому он может противостоять, озлобленность и другое[5, c. 33–38].

  1. Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Стоит отметить, что сейчас такая форма насилия проявляется значительно чаще, чем раньше. Маленьких детей принуждать к действиям сексуального характера намного проще. Причем зачастую это происходит и без вмешательства силы. Определить данную форму насилия очень сложно, ребенка одолевает стыд или страх, а часто все вместе, поэтому он не решается рассказать об этом. Сексуальное насилие бывает нескольких видов: внутрисемейное, внесемейное, уличное. Объектом может стать ребенок любого пола с первых месяцев жизни. Особенность данного насилия в том, что оно является самым опасным. Последствиями будут считаться глубокая эмоциональная рана, гнев, обида, стыд, неспособность заводить друзей и какие-либо отношения, нарушение сексуального поведения[5, c. 58–70].

  1. Психическое (эмоциональное) насилие — умышленное унижение или оскорбление ребенка, негативное отношение к нему.

Данная форма, вероятно, является самой распространенной. Скорее всего, это связанно с тем, что за такое отношение к ребенку наказание сводиться к нулю. Причинами можно назвать негативное отношение к ребенку, неприязнь со стороны взрослых, а в семье — это отсутствие привязанности к ребенку. Определить эмоциональное насилие можно по поведению ребенка, его психологическое развитие начинает отставать от сверстников, возможна интеллектуальная задержка развития. Существуют формы эмоционального насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование, развращение. Все это со стороны взрослых причиняет ребенку большой вред, он становиться агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение, повышенная тревожность, проблемы в отношении со сверстниками [5, c. 109–111].

  1. Пренебрежение нуждами ребенка — неспособность родителей или лиц их заменяющих нести ответственность за своего ребенка, невыполнение своих обязанностей, которые определяются в нехватке пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и другое.

На первый взгляд данная форма может показаться сравнительно безопасной, но последствия все, же очень серьезны. Ребенок, предоставлен сам себе, что может привести к употреблению алкоголя, наркотиков, непосещению занятий в школе. Более серьезными последствиями будет то, что ребенок станет беспризорником. Причинами такого отношения к своему ребенку у родителей, чаще всего в плохом материальном положении семьи. Родители просто не могут полностью удовлетворить потребности детей из-за нехватки денежных средств. Также это может быть алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, из-за чего ребенку не уделяется должного внимания и заботы о его благополучии. Пресечение данной формы насилия как оказалось проще, чем в остальных случаях. Потому что чаще всего неблагополучные семьи находятся под контролем соответствующих специалистов. И если допустимый вред со стороны родителей больше, приносимой пользы, их можно решить родительских прав [5, c. 143–146].

На ребенка могут воздействовать не одной формой насилия, чаще всего применяются сразу два и более видов насилия. Ребенка могут словесно оскорбить, а затем ударить. Представленный случай — пример физического и эмоционального насилия. Дети, как самая незащищенная категория, к сожалению, вместо заботы терпят от взрослых самые наихудшие формы жестокого обращения и испытывают на себе все многочисленные последствия проявления любой из форм насилия.

Таким образом, жестокое обращение с детьми — острая социальная проблема. Проблема, которая несет за собой появление нездорового растущего поколения. Дети вследствие пережившего насилия можно считать неполноценными членами общества. Они чаще всего не в состоянии завести семью, а если и получилось ее создать, чаще в таких семьях ребенка воспитывают в таких же условиях и такими же методами, которыми когда и его воспитывали родители, то есть идет повторение семейной истории приобретенного в детстве негативного опыта в воспитании. Из психологических последствий — постоянное напряжение, неадекватность поведения. Самооценка у таких детей часто занижена, что приводит к отчуждению от сверстников, боязнь не понравиться и чувство своей никчемности мешает строить дружеские отношения. Все это и многое другое приводит к тому, что если не помочь ребенку, можно потерять его как личность, способную противостоять проблемам, с которыми он может столкнуться в будущем.

  1. Волкова Е. Н., Балашова Т. Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения — Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.-154с.
  2. Петин И. А. Механизм преступного насилия. СПб.: Издательство Р. Асланова Юридический центр Пресс, 2010. — 343с.
  3. Платонова Н. М., Платонов Ю. П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации — СПб.: Речь, 2009. — 135с.
  4. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. ― 212с.
  5. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствиями — учебное пособие- М: РБФ НАН, 2007.- 272с.

http://moluch.ru/archive/109/26341/

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Статья просмотрена: 1892 раза

Библиографическое описание:

Андреева Л. С., Попов В. А. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 508-509. — URL https://moluch.ru/archive/51/6711/ (дата обращения: 15.03.2020).

Проблема жестокого обращения с детьми в замещающих семьях является актуальной в современных педагогических и психологических науках.

Читайте так же:  Изменение инн при смене фамилии

По статистике МВД ежегодно в России совершается более 100 000 преступлений в отношении детей, из них от жестокого обращения в замещающих семьях страдает — около 200 детей.

Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях. Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях.

Современные исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми.

Большинство исследователей совершенно справедливо считают, что распространение самых различных форм и видов жестокого обращения с детьми обусловлено социально-экономическими и психологическими причинами.

Исследователи отмечают, что жестокое обращение зачастую передается из поколения в поколение.

Среди современных исследователей нет четкого выявления склонности родителей к жестокому обращению [1, с. 23].

10 % детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

    Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, головы, определенный тип ожогов и другое.

    Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.

    Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой.

    Возраст 0–6 месяцев:

      безразличие к окружающему миру;

      отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

      редкая улыбка в возрасте 3–6 месяцев.

      Возраст 6 месяцев — 1,5 года:

        боязнь физического контакта со взрослыми;

        постоянная беспричинная настороженность;

        плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

        испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

        редкие проявления радости, плаксивость;

        реакция испуга на плач других детей;

        крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности.

        примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

        пассивная реакция на боль;

        болезненное отношение к замечаниям, критике;

        заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

        псевдовзрослое поведение (внешне ребенок копирует поведение взрослых);

        жестокость по отношению к животным.

        Младший школьный возраст:

          стремление скрыть причину повреждений и травм;

          одиночество, отсутствие друзей;

          боязнь идти домой после школы.

          употребление алкоголя, наркотиков [3, с. 155].

          Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют следующие особенности:

            часто отстают в росте, массе или в том и другом от своих сверстников,

            позже начинают ходить, говорить,

            хуже усваивают школьную программу,

            наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом,

            часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала) [1, 27].

            Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую выплёскивают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто проявляют агрессивность в игре, порой они испытывают гнев без видимой причины.

            Некоторые из них, наоборот, чрезмерно слабы, апатичны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, аддиктивного поведения [3, с. 84].

            Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, и не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков, могут наблюдаться попытки суицида [4, с. 137].

            Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

            В результате жестокого обращения с детьми в замещающих семьях одновременно проявляются два аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества.

            Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

            Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы [3, с.105].

            Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

            Прежде всего, жестокое обращение по отношению к детям, характеризуется для общества следующими последствиями:

              потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств,

              это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;

              это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;

              Видео (кликните для воспроизведения).

              это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками [4, с. 203].

              Хотелось бы отметить, что разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.

              Дементьева, И. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития / И. Дементьева // Социальная педагогика, 2010.- № 2. — С. 23–30.

              Читайте так же:  Мать одиночка испытательный срок

              Защита детей от жестокого обращения / под ред . Е. Н. Волковой . СПб.: Питер, 2007, 256 с.

              Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал, Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 265с. — ISBN 970–5-14–037135–4

              Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с. — ISBN 3–086–74133–7

              http://moluch.ru/archive/51/6711/

              Жесткое обращение с детьми
              материал

              Скачать:

              Вложение Размер
              vystuplenie_zhestokoesobrashchenie_s_detmi.docx 26.41 КБ

              Предварительный просмотр:

              Система профилактики жесткого обращения с детьми.

              Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее. Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах, ребенок может встретиться с насилием на улице, в школе. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.

              Российская статистика по отношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Лидером по числу случаев жестокого обращения с детьми в России в 2018 году стал Пермский край, следует из данных Министерства просвещения и Росстата. В этом регионе в 2018 году было зафиксировано 159 таких случаев. Это почти в три раза больше, чем в Архангельской области и Краснодарском крае, которые делят второе и третье места, — по 55 таких случаев. В первой пятерке также Оренбургская (53) и Кировская (46) области.

              Что же касается отношения количества случаев жестокого обращения к общему числу детей в регионе, то, в этой категории стала Еврейская автономная область, где этот показатель составил семь случаев на 10 тыс. детей. На втором месте Камчатский край (3,7 случая на 10 тыс.), далее следуют Ямало-Ненецкий округ (2,9), Пермский край (2,7) и Архангельская область (2,4). Но ориентироваться на эту статистику как на отражение реальной картины нельзя, реальная ситуация куда хуже.

              Ежегодно в России от жестокого обращения погибает несколько тысяч детей. Гораздо большее число детей страдает от насилия, которое не оканчивается гибелью, но наносит тяжкий физический или психологический вред ребенку. Так, по данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, за последний год около 2 тыс. детей погибло в результате насилия. По данным неофициальной статистики, каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом абсолютное большинство таких преступлений остаются нераскрытыми.

              Ситуация осложняется тем, что физические наказания в нашей стране в большинстве семей являются допустимой нормой. Оправдываются они чаще всего примером необходимостью поддержания дисциплины.

              В десяти регионах не зафиксировано ни одного случая жестокого обращения с детьми. Четыре из них находятся в Северо-Кавказском федеральном округе: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Также не зафиксировано жестокого обращения с детьми в Тамбовской и Орловской областях, Республике Алтай, Калмыкии, Севастополе и на Чукотке. В большинстве из них статистики по жестокому обращению с детьми нет из года в год, следует из данных Росстата.

              За год резко выросло число зарегистрированных случаев жестокого обращения в Калужской области — с одного до 15, Курганской — с четырех до 21, Вологодской — с четырех до 16, а также в Еврейской автономной области — с восьми до 26.

              Статистика по жестокому обращению с детьми не коррелирует с данными по лишению родительских прав. Регион — лидер по количеству родителей, лишенных прав за жестокое обращение с детьми, — Крым. Там за 2018 год было принято 26 таких решений. В Приморском крае — 17, Архангельской области — 14, Нижегородской и Оренбургской — по 11.

              По общему количеству случаев лишения родительских прав по всем причинам (а не только за жестокое обращение) лидирует Московская область с показателем 1165. В Красноярском крае — 1126, Свердловской области — 981, Пермском крае — 964, Нижегородской области — 947.

              «Суд прописывает только одну причину как основную и, как правило, ту, что легче доказать. Например, алкоголизм и насилие практически всегда связаны, а суд лишает прав за алкоголизм (3284 случая в 2018 году, а за жестокое обращение — 276)».

              По данным МВД, в 2018 году число преступлений против несовершеннолетних увеличилось на 5% (с 91 554 в 2017 году до 96 150), в том числе на 4,9% (с 13 487 до 14 152) — направленных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Более 60% (54 697, в 2017 году — 44 568) уголовно-наказуемых деяний в отношении детей совершено в семьях.

              «Чтобы дошло до лишения родительских прав, надо доказать умышленность жестокого обращения. Есть политический фактор, бывают ситуации, когда суды получают негласное указание не портить статистику и не лишать родительских прав».

              Негативную роль сыграл закон о декриминализации домашних побоев. «Теперь наказание за побои детей — штраф. Штраф взимается с той же семьи и бьет в том числе по тем же детям, которые и так пострадали».

              На сегодняшний день в Засвияжком районе был случай жестокого обращения с детьми в 2017 году (3,5,7 лет узнали от соседей – школа пишет характеристики), в Сурском районе были случаи в 2008 и 2010 годах.

              Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

              Административная ответственность. (Примеры: ст. 63–64 Семейного кодекса РФ; ст. 18 и 52 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

              Читайте так же:  Зачем жена подала на развод

              Уголовная ответственность. (Примеры:

              ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

              ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

              ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);

              ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

              ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);

              ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

              ст. 131 (изнасилование);

              ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);

              ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

              ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);

              ст. 135 (развратные действия);

              ст. 125 (оставление в опасности);

              ст. 124 (неоказание помощи больному);

              ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

              ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

              ст. 110 (доведение до самоубийства);

              ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.) Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

              Гражданско-правовая ответственность. (Примеры:

              ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);

              ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);

              ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

              Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

              Результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН, заставляют нас задуматься. Около половины опрошенных (46 %) заявили, что в детстве подвергались физическому насилию, при этом мужчины чаще, чем женщины.

              Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

              1. Документы, гарантирующие права и свободы ребенка

              Признаки жестокого обращения с детьми

              Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

              • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
              • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
              • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
              • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

              Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

              Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

              По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

              Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

              Ответственность за жестокое обращение с детьми

              http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/01/10/zhestkoe-obrashchenie-s-detmi

              Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

              В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

              1 августа 2019 18:18

              23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

              22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

              23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

              24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

              Читайте так же:  Детские с материнского капитала

              30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

              Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

              В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

              Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

              Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

              В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

              Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

              Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

              Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

              Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

              Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

              Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

              В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

              Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

              Видео (кликните для воспроизведения).

              http://snob.ru/entry/180700/

              Проблема жестокого обращения с детьми
              Оценка 5 проголосовавших: 1

              ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

              Please enter your comment!
              Please enter your name here