Программа профилактики домашнего насилия

Предлагаем статью на тему: "Программа профилактики домашнего насилия" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Новости

Профилактика. Какие меры помогут предотвратить домашнее насилие

Мои соседи часто ссорятся, пьяный муж скандалит, бьет жену. Его уже не раз привлекали к административной ответственности, назначали штрафы. Но по факту их уплачивает его пострадавшая жена, потому что сам он отказывается. В итоге она просто перестанет обращаться за помощью в милицию, и может случиться непоправимое. Видят ли эту проблему законодатели? NN, Мозырь

Это действительно распространенная ситуация. Кроме того, задолженность по «скандальным» штрафам в стране огромная. Получается, что эта мера профилактики семейного насилия не работает.

Проблему уже видит прокуратура.

— Требуется более полное выяснение судами ситуации в семье: материального положения и психологической атмосферы, поскольку назначение штрафа без надлежащего изучения обстоятельств, как правило, вызывает еще большую агрессию со стороны семейного скандалиста. Нередки случаи, когда за виновного штраф уплачивает его супруга. Изучение протоколов допросов обвиняемых и потерпевших показывает, что одна из основных причин конфликтов между супругами — как раз материальное неблагополучие. И зачастую конфликты усугубляются из-за необходимости уплаты этих штрафов в и без того тяжелой финансовой ситуации, — пишет в ведомственном журнале Генеральной прокуратуры Беларуси помощник прокурора Витебска, магистр юридических наук Павел Сухов.

Он приводит такую статистику: за 2015 год судами Витебска с вынесением постановлений о наложении административного взыскания рассмотрено 1068 дел указанной категории, из которых 235 дел закончились арестом (22%). В остальных случаях назначался штраф. Из 833 штрафов на общую сумму 604 млн рублей реально было взыскано только 112 млн, или 19%. В 2016 году из назначенных 774 штрафов (79%) реально было взыскано 23%.

Сегодня в рамках проекта международной технической помощи «Укрепление национального потенциала в сфере противодействия гендерному насилию (с акцентом на насилие в семье) в Республике Беларусь» идет оценка целесообразности и готовности страны к подписанию и ратификации Стамбульской конвенции как инструмента для противодействия гендерному насилию. Стамбульская конвенция — инновационный международно-правовой акт, которым предусматривается полный набор мер борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. В документе предусматривается создание сильного и независимого механизма мониторинга проблемы на национальном уровне.

Запрет на доступ

Как похожие проблемы решают за рубежом?

Одним из наиболее прогрессивных и эффективных в профилактике домашнего насилия является законодательство Австрии, — рассказала «АиФ» Анна Левданская, специалист по коммуникациям проекта Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Федеральный закон о защите от насилия в семье там вступил в силу в 1997 г. В нем стоит обратить внимание на такой опыт: когда в полицию поступает сигнал о домашнем насилии, сотрудники выезжают на вызов, проводят оценку ситуации и могут немедленно удалить из дома насильника, чтобы пострадавшие смогли остаться под защитой. Запрет на доступ к потерпевшим действует 2 недели. Согласия пострадавшего на применение данной меры защиты не требуется. Таким образом, только полиция в ответе за принимаемое решение. У обидчика забирают ключи и выдают информацию о доступных местах проживания: дешевые отели, арендные квартиры, приюты для бездомных и т. д. А пострадавшие получают информацию о службах помощи.

Полиция передает информацию о факте насилия в суд и в службы помощи пострадавшим в тот же день. Если по истечении 2 недель пострадавшим по-прежнему требуется защита, они могут обратиться в суд и получить защиту на длительное время (до 1 года) посредством временного охранного ордера.

Нужно отметить, что в Австрии сотрудники полиции проходят обязательную подготовку в сфере домашнего насилия. Это помогает понять особенности поведения пострадавших и агрессора, установить с ними контакт, провести оценку риска и принять объективное решение относительно угрозы безопасности, а также провести эффективную профилактическую работу.

Арест или штраф

Представители прокуратуры предлагают ужесточить наказания. Например, за повторное домашнее насилие (ч.2. ст.9.1 КоАП) в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения наказывать исключительно арестом. Также прокуратура предлагает запретить примирение сторон на стадии рассмотрения дел судами. Эти примирения скорее вынужденные и затрудняют правоохранительным органам дальнейшую работу с семейными насильниками, что может привести к более негативным последствиям, считают прокуроры.

Изменение законодательства и судебной практики в сторону ужесточения мер ответственности в отношении семейных скандалистов, на которых не оказывают профилактического влияния штрафы, будет содействовать искоренению у правонарушителей чувства безнаказанности за последствия противоправных деяний, — считает эксперт.

Спецсовет

Также действенной профилактической мерой могут служить специальные программы/советы для координации работы и межсекторальной оценки в случаях насилия в семье, — продолжает Анна Левданская. — Основная их задача — предотвращение повторного насилия, случаев насильственной смерти или покушений на убийство, а также организация защиты для жертв. Такие советы создаются на региональном уровне, и в их состав входят представители полиции, соцзащиты, общественных организаций, социальной службы школы. Пилотные проекты по внедрению таких специальных советов уже были преведены в Кобрине, Бресте, Каменце в рамках реализации проектов международной технической помощи (2012-2015 гг.), направленных на повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию, реализованных МВД, Министерством труда и соцзащиты Беларуси совместно с Фондом ООН в области народонаселения.

Программа профилактики насилия над детьми в семье

Татьяна Гальцева
Программа профилактики насилия над детьми в семье

Читайте так же:  Мать одиночка второй ребенок выплаты

Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.

Задачи программы:

• Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

• Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

• Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

• Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.

Основные направления программы:

Первый этап — диагностика насилия.На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью изучения сущностных характеристик насилия в семье глазами подростков и взрослых; психологическое тестирование, позволяющее выявить особенности детско — родительских отношений в семье с помощью методики: тест — опросник родительского отношения ОРО (Варга — Столин); кинетический рисунок семьи; методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); тест «Родители глазами подростка» (Вассерман, Горьковая, Ромицына); социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.

Второй этап — реабилитация ребенка — жертвы насилия и его семьи.

На данном этапе ребёнок в зависимости от ситуации либо изымается из семьи и определяется в Центр реабилитации несовершеннолетних, либо остаётся в семье, регулярный социальный патронаж которой осуществляется специалистом по социальной работе, социальным педагогом.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная реабилитационная программа.

Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий.

Третий этап — профилактическая работа с населением.

Профилактическая работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях.

На данном этапе мы предлагаем:

— лекции для родителей: » Формы жестокого обращения с детьми в семьях «; «Влияние домашнего насилия на психику ребенка«;

— просветительскую работа юриста;

— тренинг «Оптимизация взаимодействия родителей и детей», целью которого является помощь в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

— обучающий семинар для детей младшего школьного возраста, в ходе которого дети с помощью ролевых игр постигают стратегии противостояния жестокому обращению;

— тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», направленный на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми;

— практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.

Мы попробовали реализовать разработанную программу на практике.

В программе принимали участие 5 человек детей младшего школьного и подросткового возраста и их родители.

Сроки реализации — сентябрь — ноябрь 2009 г.

Информацию о неблагополучных семьях, фактах домашнего насилия мы получали из КДН и ЗП, Центра социальной работы г. Костомукша.

В реализации программы принимала участие междисциплинарная команда, состоящая из педагогов, психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, медиков, специалиста КПДН и ЗП.

На каждом этапе реализации программы мы использовали все вышеназванные методы работы.

В результате реализации программымы выявили следующую тенденцию: все дети, подвергавшиеся насилию в семье, склонны к асоциальному поведению.

В результате исследования были выделены наиболее значимые предпосылки асоциального поведения:

* низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

* неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;

* неосознаваемая родительская установка на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

* родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;

* непринятие ребенка детской группой;

* неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.

Мы составили для каждого ребёнка индивидуальную программу реабилитации.Нам удалось:

— научить детей и родителей различать насильственные и ненасильственные формы поведения,

— помочь родителям понять, какой ущерб наносит насилие психике ребёнка;

— помочь в установлении отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;

— научить младших школьников стратегиям противостояния жестокому обращению;

— помочь подросткам обрести навыки в сфере успешного взаимодействия со взрослыми;

— сформировать у подростков некоторые умения, помогающие противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; противостоять различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанным с эмоциональным насилием.

Мы осознаём, что проделанная нами работа — лишь первые шаги в деле профилактики семейного насилия. Дети и семьи, с которыми мы работали, нуждаются в регулярном социальном патронаже и помощи различных служб, объединившихся в борьбе с насилием над детьми. Однако дети и взрослые, с которыми мы работали, осознали, что насилие, агрессия, асоциальное поведение — путь в пропасть. Они знают, куда обратиться, если не смогут самостоятельно противостоять чужому насилию или собственной агрессии.

Читайте так же:  Какие выплаты дают за третьего ребенка

Таким образом, предложенная программа поможет диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно — просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию. Издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений); подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей — активной жизненной позиции по защите своих прав; выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

«Детский сад — территория без насилия». Основные права ребенка в детском саду Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье Доклад социального педагога на общесадиковом родительском собрании на тему «Профилактика жестокого обращение с детьми в семье»..

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье. Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный.

Игра-квест для родителей «Мы против насилия и жестокости» Цель работы: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи методической.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает.

Осторожно, дети! О проблеме детского насилия В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье» ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ Памятка для специалистов Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов.

Фотоотчет о работе над проектом «Вместе» с детьми с ОВЗ Проанализировав результаты работы нашего дошкольного учреждения и отделения по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями.

Занятия с детьми-аутистами в детском саду и семье Дети — аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением.

Программа профилактики домашнего насилия

Ямаева Е.В. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / Е.В. Ямаева // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Global science — 2019». ОРСК : 2019 с. 121-126

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «семья», «семейное насилие». В работе выделены функции семьи как социального института, виды и формы семейного насилия, а также его причины. Актуализирована роль социальной работы в профилактике семейного насилия, обозначены возможные меры по профилактике данного социального явления, функции различных социальных учреждений по превенции семейного насилия.

Abstract: The article discusses the concepts of “family”, “family violence”. The paper identifies the functions of the family as a social institution, the types and forms of domestic violence, as well as its causes. The role of social work in the prevention of domestic violence is actualized, possible measures for the prevention of this social phenomenon, the functions of various social institutions for the prevention of domestic violence are outlined.

Ключевые слова: семья, семейное насилие, социальная работа, профилактика.

Keywords: family, domestic violence, social work, prevention.

Возникновение семьи в качестве социального института сопровождалось ходом движения истории, а также деятельности самого человека. Семья является необходимостью для человечества и культуры. Культура, семья и человек не могут существовать друг без друга. Человек одновременно является индивидом, представителем народа, общины, рода, племени, семьи. Они закрепляют за ним важнейшие социальные роли: отец, мать, супруг, супруга. Семья всегда была самым удачным способом соединения интересов индивида и общества. История семьи начинается с далекой древности, переплетаясь с историей первобытности. Также история семьи имеет неразрывную связь с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – рождением общества, социума. В начале истории человечества она являлась социальным фундаментом. Форма взаимоотношений полов, вероятно, определяла весь социальный порядок того времени. На сегодняшний день семья предстает важнейшим элементом становления всего общества [Холостова, 2010]. Семья как ячейка общества выполняет определенные функции, такие как: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая функция; досуговая; сексуальная [Басов, 2018].

Читайте так же:  Домашнее психологическое насилие над женщинами

К сожалению, во все времена и во всех обществах насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место быть, несомненно, они являются серьезной социальной проблемой. В соответствии со «Словарем русского языка» термином «насилие» обозначается принуждение, понуждение, притеснение, применение физической силы, а также беззаконие и принудительное воздействие на кого – либо [Холостова, 2010]. Всемирная Организация Здравоохранения считает насилием факт преднамеренного применения физической силы или власти, либо его угрозу, направленные против себя, против другого лица либо группы лиц или общины, результатом которых являются (или достаточная степень вероятности) смерть, телесные повреждения, психологическая травма, отклонения в развитии, ущерб [Сизов, 2017].

Термин «домашнее насилие» был введен Всемирной организацией здравоохранения в 1983 году и на сегодняшний день имеет довольно много интерпретаций и подходов к определению [Рогулина, 2019]. Семейным насилием является повторяющийся с увеличением частоты цикл действий или бездействий различного характера (экономического, психологического, сексуального, словесного, физического) применительно к близким людям с целью обретения над ними контроля, власти [Шкурихина, 2017]. Семейное насилие – это один из видов агрессии в поведении членов одной семьи либо близких друг другу людей с целью подчинения, а также удовлетворения насильника в ущерб жертвы [Зубков, 2012]. Домашнее насилие имеет различные виды и формы. Основными из них являются: физическое насилие; психологическое насилие; сексуальное насилие; экономическое насилие [Холостова, 2010].

Немаловажной задачей учреждений образования по профилактике домашнего насилия выступает сикурс ответственного подхода к родительству, поддержка формирования родительских компетенций путем психолого-педагогической помощи. Социальные педагоги, а также психологи, специалисты по работе с семьей должны содействовать становлению у родителей позиции активного участия по отношению к проблемам ребенка; обучению членов семьи эффективным методикам борьбы с трудностями семейной жизни. Основными принципами профилактики семейного насилия, реабилитации жертв являются тактичность, своевременность, а также доступность. В профилактике домашнего насилия очень эффективно проводить реабилитацию всех домочадцев, а не только жертвы или жертв насилия. Примером такой работы служит тренинг социальных умений, который способствует формированию навыков социально адекватного реагирования в разных ситуациях. Стоит отметить, что профилактические мероприятия о домашнем насилии должны организовываться с ориентиром на причины семейных конфликтов и агрессии [Короткая, 2017].

К одним из самых эффективных форм работы социальных служб, учреждений и Кризисных центров, служб по профилактике домашнего насилия можно отнести: работа по мониторингу, исследованию семьей на предмет их отношения к группам риска; психологическое, педагогическое, медицинское, социальное, правовое сопровождение семей совместными усилиями социальных служб, учреждений, центров; организация работы мобильных служб психологической поддержки; создание, распространение различных буклетов, социальной рекламы; проведение специалистами различных бесед, открытых столов по теме семейного насилия; использование методов канис-терапиии; социально-педагогическое консультирование по вопросам формирования успешных внутрисемейных отношений [Кузнецова, 2016]; использование методик песочной терапии, сказкотерапиии специалистами социальных служб [Овчаренко, 2014].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профилактика домашнего насилия может осуществляться в рамках социальной работы. Для этого существуют различные меры, формы и технологии работы, такие как, например: проведение тренингов социальных умений; работа по выявлению семей группы риска; социальный патронаж семьи; организация работы служб психологической поддержки; проведение бесед, открытых столов по теме домашнего насилия; консультирование семей. Так же одним из важных составляющих является расширение сети кризисных центров для лиц, подвергшихся семейному насилию.

1. Алёна Попова. Причины возникновения домашнего насилия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alenapopova.ru/deyatelnost/woman-protect/prichiny-vozniknoveniya-domashnego-nasiliya.html, свободный. — (Дата обращения: 22.10.2019).

2. Закирова, В.М. Развод и насилие в семье — феномены семейного неблагополучия / В.М. Закирова // СоцИс. – 2002. — № 12. – с. 131-133.

3. Зубков, В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. – 2012. — № 5. – с. 250-266.

4. Короткая, И.И. Профилактика семейного насилия: комплексный подход / И.И. Короткая // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: Сборник статей по итогам IV Международной научно-практической конференции. – М.: «Перо», 2017. – с. 126-128.

5. Кузнецова, Н.В. Профилактика семейного насилия (российские и зарубежные практики) / Н.В. Кузнецова // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник научных трудов. – М.: «Перо», 2016. – с. 279-287.

6. Леннеер-Аксельсон, Б. О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии / Б. Леннеер-Аксельсон // Журнал исследований социальной политики. – 2003. — № 1 (3/4) – с. 397- 408.

7. Овчаренко, Л.Ю. Система психологической помощи детям беженцев / Л.Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. – 2014. — № 4 (12). – с. 54-56.

8. Рогулина, Л.И. Терпимость россиян к домашнему насилию / Л.И. Рогулина // Социальные и экономические системы. – 2019. — № 4 (10). – с. 24-36.

Читайте так же:  Развод неявка в суд ответчика

9. Сизов, И.Ю. К вопросу о семейном насилии в Российской Федерации / И.Ю. Сизов // Актуальные проблемы административного права и процесса. – 2017. — № 3. – с. 17-19.

10. Социальная работа: учебник для бакалавров / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 352 с.

11. Телятицкая, Т.В. Борьба с семейным насилием на страже интересов семьи и общества / Т.В. Телятицкая // Традиции и инновации в праве: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20 – летию юридического факультета и 50-летию Полоцкого государственного университета. – Новополоцк, 2017. – с. 285 – 288.

12. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 244 с.

13. Шкурихина, Н.В. К вопросу о понятии «семейное насилие» / Н.В. Шкурихина // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. – с. 170-172.

Программа по предупреждению насилия в семье

Данная программа информационной, разъяснительной и воспитательной кампании по предупреждению насилия в семье была осуществлена в условиях средней школы. Главной целью программы является формирование представления родителей и ближайшего окружения ребенка. включая педагогов, а также самого ребенка о недопустимости насилия и о многообразии путей решения воспитательных проблем, которые исключают все формы насилия, включая психологическое давление и словесную агрессию. Программа получила одобрение специалистов, принимавших участие в заседании координационного совета профилактики правонарушений и безнадзорности, родительской и педагогической общественности.

МБОУ средняя общеобразовательная школа №7 города Киржача

Программа информационной, образовательной и воспитательной работы

по предупреждению насилия в семье

Автор: социальный педагог Гонышкова Ольга Геннадьевна

http://pedsovet.org/publikatsii/psihologiya/programma-po-preduprejdeniyu-nasiliya-v-seme

Программа профилактики домашнего насилия

Ямаева Е.В. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / Е.В. Ямаева // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Global science — 2019». ОРСК : 2019 с. 121-126

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «семья», «семейное насилие». В работе выделены функции семьи как социального института, виды и формы семейного насилия, а также его причины. Актуализирована роль социальной работы в профилактике семейного насилия, обозначены возможные меры по профилактике данного социального явления, функции различных социальных учреждений по превенции семейного насилия.

Abstract: The article discusses the concepts of “family”, “family violence”. The paper identifies the functions of the family as a social institution, the types and forms of domestic violence, as well as its causes. The role of social work in the prevention of domestic violence is actualized, possible measures for the prevention of this social phenomenon, the functions of various social institutions for the prevention of domestic violence are outlined.

Ключевые слова: семья, семейное насилие, социальная работа, профилактика.

Keywords: family, domestic violence, social work, prevention.

Возникновение семьи в качестве социального института сопровождалось ходом движения истории, а также деятельности самого человека. Семья является необходимостью для человечества и культуры. Культура, семья и человек не могут существовать друг без друга. Человек одновременно является индивидом, представителем народа, общины, рода, племени, семьи. Они закрепляют за ним важнейшие социальные роли: отец, мать, супруг, супруга. Семья всегда была самым удачным способом соединения интересов индивида и общества. История семьи начинается с далекой древности, переплетаясь с историей первобытности. Также история семьи имеет неразрывную связь с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – рождением общества, социума. В начале истории человечества она являлась социальным фундаментом. Форма взаимоотношений полов, вероятно, определяла весь социальный порядок того времени. На сегодняшний день семья предстает важнейшим элементом становления всего общества [Холостова, 2010]. Семья как ячейка общества выполняет определенные функции, такие как: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая функция; досуговая; сексуальная [Басов, 2018].

К сожалению, во все времена и во всех обществах насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место быть, несомненно, они являются серьезной социальной проблемой. В соответствии со «Словарем русского языка» термином «насилие» обозначается принуждение, понуждение, притеснение, применение физической силы, а также беззаконие и принудительное воздействие на кого – либо [Холостова, 2010]. Всемирная Организация Здравоохранения считает насилием факт преднамеренного применения физической силы или власти, либо его угрозу, направленные против себя, против другого лица либо группы лиц или общины, результатом которых являются (или достаточная степень вероятности) смерть, телесные повреждения, психологическая травма, отклонения в развитии, ущерб [Сизов, 2017].

Термин «домашнее насилие» был введен Всемирной организацией здравоохранения в 1983 году и на сегодняшний день имеет довольно много интерпретаций и подходов к определению [Рогулина, 2019]. Семейным насилием является повторяющийся с увеличением частоты цикл действий или бездействий различного характера (экономического, психологического, сексуального, словесного, физического) применительно к близким людям с целью обретения над ними контроля, власти [Шкурихина, 2017]. Семейное насилие – это один из видов агрессии в поведении членов одной семьи либо близких друг другу людей с целью подчинения, а также удовлетворения насильника в ущерб жертвы [Зубков, 2012]. Домашнее насилие имеет различные виды и формы. Основными из них являются: физическое насилие; психологическое насилие; сексуальное насилие; экономическое насилие [Холостова, 2010].

Читайте так же:  Выплаты за третьего ребенка в янао

Немаловажной задачей учреждений образования по профилактике домашнего насилия выступает сикурс ответственного подхода к родительству, поддержка формирования родительских компетенций путем психолого-педагогической помощи. Социальные педагоги, а также психологи, специалисты по работе с семьей должны содействовать становлению у родителей позиции активного участия по отношению к проблемам ребенка; обучению членов семьи эффективным методикам борьбы с трудностями семейной жизни. Основными принципами профилактики семейного насилия, реабилитации жертв являются тактичность, своевременность, а также доступность. В профилактике домашнего насилия очень эффективно проводить реабилитацию всех домочадцев, а не только жертвы или жертв насилия. Примером такой работы служит тренинг социальных умений, который способствует формированию навыков социально адекватного реагирования в разных ситуациях. Стоит отметить, что профилактические мероприятия о домашнем насилии должны организовываться с ориентиром на причины семейных конфликтов и агрессии [Короткая, 2017].

К одним из самых эффективных форм работы социальных служб, учреждений и Кризисных центров, служб по профилактике домашнего насилия можно отнести: работа по мониторингу, исследованию семьей на предмет их отношения к группам риска; психологическое, педагогическое, медицинское, социальное, правовое сопровождение семей совместными усилиями социальных служб, учреждений, центров; организация работы мобильных служб психологической поддержки; создание, распространение различных буклетов, социальной рекламы; проведение специалистами различных бесед, открытых столов по теме семейного насилия; использование методов канис-терапиии; социально-педагогическое консультирование по вопросам формирования успешных внутрисемейных отношений [Кузнецова, 2016]; использование методик песочной терапии, сказкотерапиии специалистами социальных служб [Овчаренко, 2014].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профилактика домашнего насилия может осуществляться в рамках социальной работы. Для этого существуют различные меры, формы и технологии работы, такие как, например: проведение тренингов социальных умений; работа по выявлению семей группы риска; социальный патронаж семьи; организация работы служб психологической поддержки; проведение бесед, открытых столов по теме домашнего насилия; консультирование семей. Так же одним из важных составляющих является расширение сети кризисных центров для лиц, подвергшихся семейному насилию.

1. Алёна Попова. Причины возникновения домашнего насилия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alenapopova.ru/deyatelnost/woman-protect/prichiny-vozniknoveniya-domashnego-nasiliya.html, свободный. — (Дата обращения: 22.10.2019).

2. Закирова, В.М. Развод и насилие в семье — феномены семейного неблагополучия / В.М. Закирова // СоцИс. – 2002. — № 12. – с. 131-133.

3. Зубков, В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. – 2012. — № 5. – с. 250-266.

4. Короткая, И.И. Профилактика семейного насилия: комплексный подход / И.И. Короткая // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: Сборник статей по итогам IV Международной научно-практической конференции. – М.: «Перо», 2017. – с. 126-128.

5. Кузнецова, Н.В. Профилактика семейного насилия (российские и зарубежные практики) / Н.В. Кузнецова // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник научных трудов. – М.: «Перо», 2016. – с. 279-287.

6. Леннеер-Аксельсон, Б. О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии / Б. Леннеер-Аксельсон // Журнал исследований социальной политики. – 2003. — № 1 (3/4) – с. 397- 408.

7. Овчаренко, Л.Ю. Система психологической помощи детям беженцев / Л.Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. – 2014. — № 4 (12). – с. 54-56.

8. Рогулина, Л.И. Терпимость россиян к домашнему насилию / Л.И. Рогулина // Социальные и экономические системы. – 2019. — № 4 (10). – с. 24-36.

9. Сизов, И.Ю. К вопросу о семейном насилии в Российской Федерации / И.Ю. Сизов // Актуальные проблемы административного права и процесса. – 2017. — № 3. – с. 17-19.

10. Социальная работа: учебник для бакалавров / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 352 с.

11. Телятицкая, Т.В. Борьба с семейным насилием на страже интересов семьи и общества / Т.В. Телятицкая // Традиции и инновации в праве: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20 – летию юридического факультета и 50-летию Полоцкого государственного университета. – Новополоцк, 2017. – с. 285 – 288.

12. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 244 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

13. Шкурихина, Н.В. К вопросу о понятии «семейное насилие» / Н.В. Шкурихина // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. – с. 170-172.

Источники

Программа профилактики домашнего насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here