Психическое и физическое насилие над детьми

Предлагаем статью на тему: "Психическое и физическое насилие над детьми" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2023 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Психическое и эмоциональное насилие

В основе проявления всех форм асоциального поведения детей лежит насилие, не обязательно физическое, но обязательно психологическое.

Скачать:

Вложение Размер
жестокое отношение с детьми 52.5 КБ

Суть и причины

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Существуют различные виды психологического насилия над детьми:

  1. Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
  2. Прямые и косвенные оскорбления.
  3. Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.

Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:

  1. Отсутствие должного ухода за малышом.
  2. Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
  3. Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.

К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.

Реабилитация

Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:

  1. Психологические тренинги.
  2. Психотерапия.
  3. Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.

Предварительный просмотр:

Физическое насилие
Сексуальное насилие
Психологическое насилие

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации [1] ∗ .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни» (3); а под психологическим насилием — «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей»

Психическое насилие всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является наказание или изменение поведения ребенка путем причинения ему душевных страданий.

основных проявлений (форм) психического насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Непосредственно после перенесенной психической травмы состояние ребенка определяется острой реакцией на стресс. Специфические для психического насилия интеллектуальные и эмоциональные нарушения возникают некоторое время спустя после перенесенной психической травмы, поэтому они отсутствуют, если ребенок попал в поле зрения специалистов сразу же после ее получения.

На первом году жизни у ребенка формируется доверие к окружающим. Важнейшее значение для формирования у ребенка доверия к окружающим имеет удовлетворение этими лицами основных потребностей ребенка (в пище, заботе и внимании, любви и комфортных условиях).

В период от одного года до трех лет ребенок овладевает способностью автономного, независимого от матери существования. В частности, у него появляются навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть и одеваться).

В возрасте от трех до шести лет ребенок исследует окружающий мир, усваивает границы допустимого поведения и общепринятые моральные нормы; понимает, что нарушение этих границ вызывает конфликты со сверстниками и взрослыми, причем следствием конфликтов со взрослыми нередко становится наказание; он узнает, что другие люди также обладают суверенными правами, нарушение этих прав должно вызывать у него чувство вины. Чтобы ребенок благополучно преодолел этот этап развития, взрослым, прежде всего родителям, необходимо обеспечить баланс между его инициативой, безопасностью и уважением прав окружающих.

Читайте так же:  Куда нужно свидетельство о рождении ребенка

В период от шести до двенадцати лет основной деятельностью ребенка становится учеба. С началом обучения в школе ребенок активно усваивает знания, у него формируются сложные социальные навыки, а также отношение к себе как к успешной и компетентной личности. В связи с этим неуспешность в учебе или другой значимой для ребенка деятельности резко снижает его самооценку, ведет к формированию чувства неполноценности, нарушает взаимоотношение со сверстниками.

В возрасте от двенадцати до двадцати лет происходит переход от детства во взрослую жизнь. В этот период подросток усваивает соответствующую его полу модель поведения, осознает свою социальную позицию. На данном этапе развития основное влияние на подростка оказывают сверстники, а не взрослые.

Особенности поведения взрослых при совершении эмоционального насилия

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка «козла отпущения» .

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

Последствия жестокого обращения с детьми

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др

Рекомендации родителям:
1.Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
2.Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
3.Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
4.Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
5.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
6.У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
7.Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
8.Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Таким образом, давайте будем гуманны к своим детям и в первую очередь начнем с себя!

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов на родителей

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Влияния физического насилия в семье на психику ребенка

Андреева Ольга Викторовна
Влияния физического насилия в семье на психику ребенка

В современном мире стало привычным видеть физическое насилие и жестокость с экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Если раньше такие сцены нас ужасали и вызывали отвращение, то теперь мы привыкли к ним настолько, что они нам кажутся чуть ли не нормой.

Даже само понятие «жестокость» не вызывает в нас должного протеста. Хотя если мы обратимся к словарю синонимов русского языка, то увидим,что данное слово имеет ряд красноречивых синонимов: «безжалостность», «бессердечие», «кровожадность», «свирепость» и «садизм» [2]. Идеографический словарь русского языка трактует жестокость как «преднамеренное причинение страданий; способность причинять страдания живым» [1]. А в начале ХХ века известный французский писатель Этьен Рей отмечал, что жестокость – есть порождение чрезмерной власти. Означает ли это, что родители, использующие физическое насилие над ребенком как метод воспитания в семье, являются садистами, которые преднамеренно причиняют страдания своим детям, при этом упиваются собственной властью и достигнутым результатом… Не хотелось бы так думать, не правда ли?

Проводя коррекционную работу с несовершеннолетними, работая над их эмоциональным состоянием, мы пытаемся выяснить, что при этом ребенок чувствует, и какие реакции практикует в ответ на физическое насилие. Большинство несовершеннолетних отмечают,что чувствуют:

• ненависть к самому себе и окружающим.

Естественной реакцией на физическое насилие в семье для них становится:

скрывание своих чувств,

образование союза против родителей,

страх сделать что-то новое,

избегание встреч с родителями.

Последствиями применение физического насилия в семьев качестве наказания являются:

1. Нарушение целостности и структуры личности ребенка;

2. Формирование неадекватной самооценки;

3. Повышение тревожности;

4. Снижение адаптивности;

5. Патология потребностей и мотивации;

6. Несоответствие поведенческих реакций внешним воздействиям, а так же уровня притязаний реальным возможностям;

Читайте так же:  Кассационная жалоба раздел имущества

7. Снижение способности к саморегуляции поведения в соответствии с социальными требованиями и нормами;

аддиктивное поведение (нехимическая и химическая зависимость,

суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид,

противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение).

Таким образом, можем сделать вывод, что использовать физическое насилие в качестве наказания несомненно проще, чем искоренять нежелательное поведение детей и искать решение выхода из нежелательных ситуаций в жизни детей иными методами. Однако, лишь гуманные методы позволяют детям осознать недопустимость асоциальных действий, пробуждают внутренний самоконтроль ребёнка за собственным поведением.

1. Идеографический словарь русского языка. — М. : Издательство ЭТС. Баранов О. С. 1995.

2. Словарь синонимов русского языка. — М. : АСТ, Астрель. Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. 2011.

«Права несовершеннолетних детей, и проблемы проявления жестокости и насилия в семье» Сегодняшнее собрание посвящено Правам Несовершеннолетних детей, и проблемам проявления жестокости и насилия в семье. В декабре 1948г. Генеральная.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на психику ребенка» Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА» Дети в дошкольном возрасте воспринимают компьютер, как игрушку. Но такое.

Мастер — класс «Подвижные музыкальные игры как средство физического и психического развития ребенка» Мастер — класс «Подвижные музыкальные игры как средство физического и психического развития ребенка» Цель: Познакомить с программой общего.

Организация физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье. Передача способов физической культуры детям старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – период интенсивного формирования.

Памятка для родителей «Каждый шаг ребенка — часть физического воспитания» Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием как в первые годы. Уважаемые мамы и папы, совершенствуйте.

Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется «Международный день защиты.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проблемы негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка Проблемы негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка Дети в силу возрастных психологических особенностей развития наиболее подвержены.

Разработка нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка раннего возраста и его физическое развитие Для решения поставленной задачи, разработка серии нетрадиционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка до трех лет и.

Влияние семейных ссор на психику ребенка В обществе нет пар с идеальными семейными отношениями. В любой семье существуют расхождения, конфликтные ситуации, которые и приводят к.

Воспитание ребенка начинается в семье Воспитание- это процесс взаимодействия детей и родителей, который в итоге должен доставлять удовольствие и детям и родителям. Семья является.

Виды и признаки психологического насилия над детьми

О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности. Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.

Диагностика

Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.

Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:

  1. Тревожность, нервозность взрослых.
  2. Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
  3. Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
  4. Ложные показания.

Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.

Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:

  1. Нервозность.
  2. Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
  3. Плач, неконтролируемая истерика.
  4. Защита действий взрослых по причине собственной вины.
  5. Вспыльчивость, агрессивное поведение.
  6. Молчаливость, страх.
  7. Бессвязный лепет.

Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.

Признаки

Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком. Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника. На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.

Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:

  1. За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
  2. Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
  3. Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
  4. Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
  5. Боязнь идти домой.
  6. Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
  7. Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
  8. Депрессивное состояние.
  9. Сонливость, жалобы на мышечные боли.
  10. Нервный тик.
  11. Тремор.
  12. Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
  13. Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
  14. Покорность, подчинение к любым требованиям.
  15. Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
  16. Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.

Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.

Последствия

После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:

  1. Постоянное чувство вины, стыда.
  2. Страх по незначительным поводам.
  3. Нервный тик.
  4. Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
  5. Частые депрессии, угнетённое состояние.
  6. Нарушения сна.
  7. Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
  8. Страх одиночества или отвержения социума.
  9. Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
  10. Психологические заболевания.
  11. Наплевательское отношение к окружающим.
  12. Агрессивное поведение в обществе.
  13. Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
  14. Резкая смена настроения.
  15. Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.
Читайте так же:  Как можно восстановить свидетельство о рождении ребенка

По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.

Профилактика

Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.

Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.

9 способов психологического насилия над учениками в школе

Поговорим о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Педагогическое насилие

Поговорим о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Насилие над ребёнком — это любые действия, которые несут вред его физическому и психическому здоровью и ставят под угрозу его благополучие.

С физическим насилием всё более-менее понятно — если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.

Сексуальное насилие выявить труднее, потому что пострадавшие от него часто неохотно рассказывают о преступлении. Однако правильное информирование детей и грамотное сексуальное воспитание помогают им правильно оценить происходящее и поставить взрослых в известность, чтобы виновный понёс наказание.

Дела с психологическим насилием иногда обстоят ещё сложнее — даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли. Я отнёс эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках. У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях». Он взял папку и выбросил её в мусор».

Ученик из Северной Америки, и сточник: сайт ООН

Как проявляется психологическое насилие?

Вот несколько способов проявления эмоционального насилия в классе. Рассмотрев их, учитель сможет сделать выводы о том, не демонстрирует ли он агрессивное и обидное поведение по отношению к собственным ученикам.

1. КРИКИ

Внимательное отношение к тембру и громкости заложено в нейробиологии человека. С помощью громких тревожных возгласов наши далекие предки предупреждали друг друга об опасности, а угрожающим рёвом сигнализировали о начале схватки с сородичем.

Поэтому, когда рядом кто-то кричит, мы тут же «подбираемся»: сердцебиение ускоряется, уровень адреналина растёт. Крики учителя могут производить очень гнетущее впечатление, чреватое психическими травмами — особенно если в семье ребёнка не принято повышать голос.

Голос как таковой — самый мощный инструмент воздействия в педагогическом арсенале, поэтому управление голосом очень важно. Если вы сомневаетесь в том, что слушатели верно считывают ваши интонации, возможно, имеет смысл взять несколько занятий по сценической речи или обратиться к психологу.

Сам крик и сопутствующая ему гримаса оказывают мощное психологическое воздействие.

2. СЕРДИТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Может показаться, что это мелочь, но дети очень чувствительны к эмоциямони не только мгновенно их распознают, но и быстро, непосредственно реагируют. Агрессивное, злое лицо взрослого человека может заставить ребёнка замереть от ужаса. Сюда же относится язык тела: сцепленные руки, резкие движения, «давящая» поза надсмотрщика.

3. ОСКОРБЛЕНИЯ

Идея о том, что учителю не стоит обзывать детей, кажется слишком очевидной, однако такое всё равно регулярно случается. «Ты бестолковая», «ты что, совсем дурак?», «голова садовая» — все эти высказывания далеко не безобидны.

А если они сопровождаются сигналами из пунктов выше — это уже полноценная психологическая установка. И очень негативная. Вы просто выразили свои эмоции из-за конкретной ситуации, а ребёнок может искренне поверить, что он бестолковый, никчёмный дурак. Кстати, если это всё правда, то такому ребёнку и стараться на вашем предмете смысла нет.

4. НЕКОРРЕКТНАЯ КРИТИКА

Негативную характеристику можно давать только действиям ребёнка (если они того заслуживают), но не ему самому. Конечно, оценка необходима для самопроверки, но мы оцениваем то, что человек сделал или не сделал, а не его личность.

Как же тогда ругать учеников и оценивать их поведение (которое тоже часто оставляет желать лучшего), если «учителю ничего нельзя»? Используйте выражения, которые указывают на конкретное поведение: здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего. И уж тем более не стоит вообще как-то комментировать внешность ребёнка и его манеру говорить, упоминать его родственников или уровень достатка семьи.

Популярные в классическую эпоху «безболезненные» наказания: принуждение носить «дурацкий колпак», ослиные уши или табличку с обидным словом.

5. УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА

Честь и достоинство есть и у первоклассника. Если не признавать их за ребёнком с ранних лет, это помешает сформироваться здоровой самооценке. Семилетний человек хочет примерно того же, чего и вы — уважения окружающих, признания своих успехов, самореализации.

Как бы вы себя чувствовали, если бы руководитель методобъединения приказал вам стоять на табуретке за неготовность планов или отправил в угол за разговоры с коллегой?

Никогда не нужно заставлять ребёнка бояться позора и намеренно вызывать у него чувство стыда.

Читайте так же:  Алгоритм лишения родительских прав

Стыд — разрушительная эмоция, от которой человек кажется себе маленьким, недостойным и жалким, и, в конечном счёте, мечтает перестать существовать («провалиться сквозь землю»).

Здоровая соревновательность — это хорошо, ведь чужие успехи мотивируют и вдохновляют. Однако никогда не стоит осознанно унижать одних детей перед другими, с какими бы целями это ни делалось, давить на слабые места учеников и использовать их личную информацию в своих интересах.

6. САРКАЗМ

Может быть, у вас отличное чувство юмора, и саркастические замечания — ваш конёк. Однако существует очевидная разница между тонкими шутками и унижением, вызывающим чувство стыда (см. предыдущий пункт).

Под иронию и сарказм легко замаскировать откровенные оскорбления, ведь в любой момент можно сказать, что вы просто пошутили. Это одна из стратегий поведения школьных хулиганов. Тех самых, которые пытаются убедить вас на переменах, что «игра в собачку» (перебрасывание отнятой вещи через голову жертвы) — это просто развлечение, которое одинаково нравится всем участникам.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва».

7. УГРОЗЫ

Например, учитель физкультуры кричит «Я вам вёдра на головы надену!» и искренне верит, что если он не намерен в действительности выполнять свою угрозу, она ничего не значит.

Агрессивные угрозы и спокойный прогноз — не одно и то же. «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл и выше, ты не сможешь поступить в этот вуз», — это информация к размышлению, которая не содержит в себе угрозы. В конце концов, вузов много. А вот высказывание: «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл, то станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!» больше говорит о ваших эмоциях, чем о будущем подростка.

8. НЕОБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Некоторые преподаватели делят учеников на любимчиков и тех, на ком можно срываться.

Такой подход неэтичен сам по себе и вредит как первым, так и вторым. Кстати, психологи доказывают, что даже неправильная похвала может причинять вред. А попустительствуя лести и заискиванию, мы развиваем в детях не самые лучшие черты характера.

9. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Отсутствие эмпатии само по себе не является насилием, но часто ведёт к нему. В ответ на ваши замечания ученик каменеет, молчаливо отказываясь выполнять просьбу? Легко принять это за неуважение и разгневаться ещё сильнее.

Но, возможно, вас вовсе не игнорируют, просто ученик парализован страхом. В опасной ситуации все живые существа, не исключая человека, непроизвольно реагируют двумя основными способами: идут на поводу у рефлекса «бей или беги» или замирают, не в силах пошевелиться.

Эмпатия помогает уловить состояние других и выбрать не связанную с эмоциональным давлением линию поведения. В данном случае вам стоит развеять ужас ученика и показать, что вы — человек, которому можно доверять, а не Пугало из комиксов о Бэтмене. Тогда и задание будет выполнено.

Страница комикса, где супрезлодей Пугало нападает на ребёнка.

Чем вредно эмоциональное насилие в школе?

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР.

Насилие вовсе не «закаляет характер». Следуя такой логике, следовало бы признать, что дети с самым твёрдым характером — это те, которые стали жертвами преступлений или постоянно сталкиваются с насилием в криминализированной среде. На самом деле такие дети нуждаются в дополнительной психологической помощи и заботе, и уж точно не могут служить примером для «нынешних домашних детей, на которых уже и прикрикнуть нельзя». То, что нас не убивает, далеко не всегда делает нас сильней — чаще просто травмирует психику.

Результатом систематических оскорблений неизбежно становятся озлобленность и эскалация внутренней агрессии. Буллинг, хулиганство, травля и притеснения — всё это следствие авторитарных насильственных отношений в школе, и учителя, которые ведут себя с детьми схожим образом, только закрепляют эти проблемы.

Нельсон — хулиган из «Симпсонов», детство которого не назовёшь счастливым.

Как предотвратить?

Общий ответ таков — следить за собой и создавать в педагогическом и ученическом коллективе здоровую атмосферу, которая позволяет поднимать вопрос и привлекать к нему внимание. Тему педагогического насилия полезно обсудить в классе (или дома, если вы — родитель).

Главный принцип преодоления педагогического насилия — отказ от выстраивания взаимоотношений «агрессор — жертва». Ни одна из ролей в жестоких отношениях не бывает приятной или почётной.

В материалах ООН, посвящённых праву на защиту от насилия, предлагаются сценарии занятий, направленных на предотвращение эмоционального насилия и налаживание диалога с теми, кто не считает это проблемой.

Вот одно групповое упражнение, которое можно использовать и на тренинге для учителей.

ЧТО ПОНАДОБИТСЯ:

Три высказывания (можно использовать приведённые ниже или придумать собственные):

Физическое наказание (подзатыльники, шлепки) могут быть использованы, если они помогают детям учиться.

Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.

Детям, которых дразнят, нужно учиться защищать себя.

Три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН», другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН»и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН».

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Зачитайте высказывания о насилии в школах и предложите выполняющим упражнение встать возле знака, отражающего их мнение. Предложите участникам каждой получившейся группы обосновать своё мнение. Самое главное: каждый может перейти под другой знак, если услышит что-то, что заставит его изменить свою точку зрения.

Авторы предполагают, что это упражнение вовлекает учеников в мыслительный, речевой и двигательный процессы, помогает участникам слушать друг друга и развивает способность к сопереживанию.опубликовано econet.ru

Автор: Алиса Загрядская

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источники

Психическое и физическое насилие над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here