Развод родителей работа психолога с ребенком

Предлагаем статью на тему: "Развод родителей работа психолога с ребенком" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей.«Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…»
консультация на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_pedagoga-psihologa_trushechkinoy_t.v._ds_no5_razvod_sokrashch.ppt 1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Скачать:

Вложение Размер
rabota_s_reb_i_semey_pri_razvode.doc 28.5 КБ

Подписи к слайдам:

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей. «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…» Педагог-психолог (Дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка — д/с №5), арттерапевт: Трушечкина Т.В.

ИНФОРМАЦИЯДЛЯВЗРОСЛЫХ Развод — тема чрезвычайно сложная. Один развод не похож на другой. И, тем не менее, если спросить людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно также было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Люди реагируют на него обилием разнообразных эмоций, таких, как чувство гнева, злости, вины, греха, печали, страха, облегчения, неизбывной тоски, и т. д. И, хотя для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит их к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев сам фон , на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного и крайне тяжелого события.

Как сказать детям «об этом».. . Если возможно, поставьте вашего ребенка в известность о предстоящем разводе до того, как вы действительно разойдетесь с вашим супругом. Это даст ему возможность обдумать горькую новость, частично преодолеть первоначальный шок и переговорить с каждым из вас о том, что это означает для него. Нужно предоставить детям не одну возможность выяснить ситуацию с обоими родителями: задать им вопросы и поговорить о своих чувствах. Им нужно дать время «переварить» создавшееся положение, приспособиться к нему. Не думайте, что одного разговора по душам будет достаточно, чтобы разрешить все проблемы. Ребенку порой бывает трудно выразить свои мысли и чувства словами. В таких случаях рекомендуется побуждать его к этому через занятия рукоделием, игру в кукольный театр или рассказывание историй. Такие занятия предоставляют родителям уникальную возможность проникнуть в сокровенные мысли и чувства своих детей. Объясняя причины развода своему ребенку, следите за тем, чтобы ваш язык был понятен и доходчив. Исследования свидетельствуют, что очень многим детям причины развода не объяснялись вообще, или объяснение давалось на языке, недоступном для их понимания.

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Помощи больше всего он ждет от родителей. Психологическая помощь родителям и детям, переживающим развод. индивидуальное консультирование. семейное консультирование. групповая работа (для детей). Примерные этапы работы. 1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д. 2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации. 3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта. 4. Поиск внутренних ресурсов и построение планов на будущее.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Педагог-психолог детского сада, Трушечкина Татьяна Владимировна, приглашает Вас на консультацию, где мы вместе постараемся найти выход из сложившейся ситуации и поддержать нашего малыша. Основные направления психологической помощи детям в ситуации развода родителей: Игровая терапия – игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки.. Ребенок обращается к самому себе, заново постигает и принимает свои чувства. Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний , способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Сказкотерапия –Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из 9 занятий. Занятия проводятся в виде тренинга. Цель каждого занятия — коррекция эмоциональных нарушений (негативных проявлений психики): страх, гнев. В основу разработки сказкотерапевтических занятий, легли работы Л. Коротковой и Д.Бретт

Сказки для детей, чьи родители разводятся.. . Расставание (Анна Смирнова) Принцесса двух королевств История про Энни (Жила-была девочка, похожая на тебя. ) (Дорис Бретт) Совместное творчество: . Деловая игра для родителей. Тема: «Роль отца в формировании личности ребенка»

Песочная терапия: Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии). Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик Блок «Моя семья». Тема: «Семейный портрет». Развитие навыков семейных отношений, открытой и конструктивной коммуникации, укрепление позитивного отношения к себе и другим. Песочница делится на 2 равные части:на одной работает-родитель, на второй-ребенок. Строим мир семьи при помощи миниатюрных фигурок. Отработка упражнений: «Признательность», «Комплимент», «Ладошки»( мама и папа ), «Подарок моей семье». Притча «Алмазные россыпи»

То, что работает. Вариации игри «Я люблю» и «Интервью» (социо-игровая педагогика Е.Е.Шулешко) Способствует развитию у ребенка умения встать на место другого, разумно мыслить, преодолеть эгоцентризм. Проявляет положительное отношение к себе и окружающим людям: «Я люблю. » Ребенок по очереди садится на один из двух стульев и пытается себе представить:«Если я девочка-. я люблю..» «Если я мальчик-. я люблю..» «Если я мама-. я люблю..» «Если я папа-. я люблю..» «Интервью»: Чем взрослый отличается от детей?(Ростом) Ребенок встает на стульчик и пытается побыть взрослым, входит в роль, представляется, сообщает, где работает, что любит. и т.п. Игра-беседа : « Папа уехал в командировку . » как подготовка к разводу родителей. Проводится совместно с матерью ребенка. Обыгрываем и обсуждаем вопросы: Представь, что папе нужно уехать в срочную командировку. Мы остались с тобой..Давай вместе подумаем: Как мы постараемся обойтись без его присутствия? Что же мы можем делать вместе? Чем заниматься? А что мы уже умеем делать?Чем бы ты хотел(а) мне помочь по дому?

Читайте так же:  Установление отцовства не является в суд

Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей

Предисловие

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «Я», семя, сеять, — это емкое слово многозначно.

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники — все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «чужих»* человека становятся единым целым — новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «Х» семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети — они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно — в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «Детство», в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще — всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!

* в данном контексте чужой — пришедший из другого рода, не родственник.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Работа педагога-психолога с ребенком и семьей при разводе

Описаны этапы работы с ребенком и семье при разводе:

Оглавление

Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дети — мачеха — отчим

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Общие рекомендации родителям, находящимся в состоянии развода

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Методика «Дополните предложения»

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4—10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2. Правовые аспекты проблемы развода

Главы/Параграфы

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ ПРИ РАЗВОДЕ:

Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков

Читайте так же:  Дубликат сертификата на материнский капитал

1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

1.1. Цветовой тест М. Люшера.

Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов.

1.2. «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.

Цель: выявление особенностей личности.

1.3. «Лесенка характера» Дембо — Рубинштейн.

Цель: исследование уровня самооценки.

2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

2.1. Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х.

Цель: изучение особен-ностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей.
1.Первичная консультация:

— знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка);

-знакомство с ребенком, установление контакта;

-диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап – знакомство и установление контакта — занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка . На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Как помочь ребёнку пережить развод

Развод родителей меняет представление ребенка о семье, а, значит, меняется и образ мира, в котором он живет. Часто развод для ребенка — крушение ощущения стабильности и чувства безопасности, которые, наряду с принятием и любовью, являются базовыми потребностями ребенка и важными условиями развития гармоничной личности. И когда самые значимые представления о доверии, любви и близкие отношения утрачиваются, ребенок нуждается в особом внимании и поддержке.

Как проявляется в поведении ребенка его переживание развода родителей:

  • Если есть изменения в настроении. Ребенок много плачет или находится в апатии, вял, тревожен. Или, наоборот, суетлив, неугомонен, эмоционально возбужден. Постоянная повышенная тревога ребенка отрицательно влияет на его общее психическое развитие.
  • Если ребенок стал много болеть. Дети бессознательно могут выбирать такой способ объединить родителей, свести их снова вместе для ухода за больным ребенком.
  • Если поведение ухудшилось. Недостаточное самосознание ребенка не позволяет ему понять еще свое состояние и выразить адекватными способами. Нарушение поведения при общении с родителями – это способ ребенка показать свои страдания или свой протест.
  • Если стал агрессивен. Ребенок злится, обвиняет взрослых в происшедшем. Может начать драться с братьями и сестрами, с другими детьми. Новая или непонятная ситуация может пугать ребенка, и агрессия – это его способ справиться со своим страхом.
  • Если обвиняет себя в происшедшем, думая, что из-за него родители разводятся. Эгоцентричность мышления, свойственная детям дошкольного и младшего школьного возраста, заставляет ребенка приписывать причину многих событий, и развода родителей, исключительно своему поведению, поселяя в ребенке чувство вины.
  • Если появились нарушения сна и страхи. Ребенок тяжело засыпает или часто просыпается по ночам, спит прерывисто, неглубоко. Ребенку может быть страшно от неизвестности и нестабильности отношений между родителями.
  • Если ухудшился аппетит, ребенок отказывается от еды, ест мало, с позывами на рвоту. Дети чутко улавливают напряжение в отношениях близких, но не могут понять причин, объяснить это себе рационально. Переживания конфликтов родителей ребенком могут проявляться на психосоматическом уровне.
  • Если появились трудности обучения в школе и в саду. Эмоциональные переживания, тревожные мысли не позволяют ребенку сосредотачиваться на учебе, ему трудно делать уроки, слушать учителя и понимать тексты. Ребенок может ошибочно чувствовать себя ответственным в случившемся и считать, что из-за его школьной неуспешности родители им недовольны. Тогда школьник может, наоборот, очень стараться в школе, надеясь, что все наладится, и родители помирятся.

Психологическая помощь ребенку при разводе родителей

Чтобы развод родителей не стал для ребенка травматичным опытом с негативными последствиями и психологической травмой с негативным влиянием на его психику, ребенку нужно помочь пережить этот период и адаптироваться к новой социальной ситуаций. Помощь ребенку при разводе родителей состоит, главным образом, в информационной и эмоциональной поддержке:

  • Ребенку надо помочь понять, что происходит в семье, и объяснить на доступном для него языке, что будет дальше, как будет устроена теперь его жизнь и жизнь близких взрослых. Пусть ребенок поделится своими мыслями о причинах развода и представлениями о будущем. Когда ребенок не знает, что и почему происходит, но видит и чувствует изменения в поведении окружающих, он может достраивать «информационную пустоту» собственными объяснениями, которые могут быть полны вымыслов и значительно искажать реальность.
  • Ребенку надо помочь разобраться с его чувствами и переживаниями, дать возможность выразить свои страхи. Уважение и внимание взрослых к состоянию ребенка, возможность быть услышанным, понятым и принятым, позволит ему снова обрести необходимое чувство безопасности и стабильности.

Психологи центра Август помогут взрослым и детям минимизировать психологические последствия развода для ребенка. Специалист поможет наладить детско-родительский контакт, подскажет, как поговорить на эту деликатную тему с ребенком, покажет, как близкие люди могут поддержать друг друга. Родителям психолог поможет сохранить и восстановить близкие отношения внутри семьи или пережить и завершить развод. А ребенок на занятиях с психологом может проработать сильные переживания из-за развода родителей в естественных для себя и понятных видах деятельности – в игре, рисовании, чтении специальных книг и придумывании историй. Итогом эффективной работы психолога будет успешная адаптация ребенка при разводе родителей.

Читайте так же:  Установление отцовства на домашнем

Элина Федотова, психолог

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Консультация «Как помочь ребенку пережить развод?»

Захарова Екатерина Геннадьевна
Консультация «Как помочь ребенку пережить развод?»

«Мы решили развестись…»

Приняв непростое решение о разводе, старайтесь действовать в интересах ребенка, не позволяйте эмоциям ослепить вас. Как бы ни складывались сейчас отношения между вами, помните, что ребенок имеет право быть любимым обоими родителями. Не превращайте его в жертву развода. Малыш, привыкший видеть родителей вместе, и так будет долго привыкать к тому, что кого-то из родителей не будет рядом.

Когда вы решитесь поговорить с ребенком, сделайте так, чтобы при разговоре присутствовали вы оба. Не стоит слишком затягивать этот момент, так как дети очень хорошо чувствуют обстановку в семье, даже если вы не ссоритесь у них «на глазах». В разговоре не обвиняйте друг друга, не увиливайте от вопросов и не давайте напрасных обещаний.

Можно использовать следующие фразы: «Ты, наверное, заметил, что в последнее время мы с папой часто ругаемся, сердимся и грустим, нам стало сложно общаться друг с другом. Мы не можем проводить время вместе и веселиться, как прежде. Поэтому мы решили развестись. Мама с папой будут жить в разных домах, тогда они не будут ссориться и ругаться. Но независимо от того, живем ли мы вместе или нет, мы оба любим тебя и не перестанем любить».

В этот момент ребенку может показаться, что вы расстаетесь из-за него: «А если бы я хорошо себя вела и всегда слушалась, родители бы не расстались?»; «А если бы я лучше училась и убирала за собой свои вещи?»…

Переживания детей

Часто родители надеются на то, что дети не будут слишком переживать из-за развода, и этот процесс будет безболезненным для них. Принимая желаемое за действительное, они не замечают детских переживаний. Как бы не было тяжело, мы должны признать, что развод родителей приносит детям боль.

В период развода и после него у детей могут обостриться следующие переживания:

— страх больше никогда не увидеть папу (маму);

— страх лишиться родительской любви («Если мама и папа перестали любить друг друга, может, когда-то они разлюбят и меня?»);

— агрессивность: появляется от того, что ребенок чувствует себя преданным и покинутым. Агрессия может быть направлена поочередно то на одного, то на другого родителя;

— обвинение себя в том, что произошло («Они ссорятся из-за меня, это я во всем виноват»).

Развод вызывает различные чувства и переживания, здоровый ребенок не может не реагировать на изменения, происходящие в семье. Внешнее спокойствие или безучастность еще ничего не говорят о том, что происходит у него внутри.

Приняв непростое решение о разводе, старайтесь действовать в интересах ребенка, не позволяйте эмоциям ослепить вас.

Как родители могут помочь своим детям?

Старайтесь, как можно больше разговаривать с ребенком в этот период, пытайтесь узнать о том, что его тревожит, не отмахивайтесь от вопросов, даже если вам уже приходилось давать на них ответы.

Если ребенок не задает вопросов, попробуйте сами начать разговор, особенно если вы видите, что состояние ребенка изменилось.

Дети, которые открыто не выражают своих чувств, часто страдают гораздо больше, поскольку вынуждены справляться со своими переживаниями в одиночку.

Начать разговор может помочь книга Дженифер Море Мальинос «Если родители расстались».

Нежно и с любовью снова и снова уверяйте детей, что они любимы и будут любимы, что они и дальше смогут видеться с папой (если это действительно так, что они не виноваты и т. д.

Не настраивайте ребенка и отца друг против друга, покажите, что, даже разводясь, вы остаетесь с папой друзьями.

Не ставьте ребенка перед выбором – с кем ему лучше жить, а решите самостоятельно, кто сможет оказать малышу больше внимания и заботы.

Разделите сферы влияния, например, бывший супруг (супруга) водит ребенка куда-то по выходным, делает с ним покупки и т. п. Вы – помогаете с уроками, забираете из школы.

Будьте внимательны и терпимы к проявлениям регрессии у ребенка. Это может выражаться в усиленной зависимости от матери, потребности ее контролировать, склонности к слезам, капризам, это может быть также ночное недержание мочи, приступы ярости и т. д.

Если ребенок не получает соответствующей поддержки и отклика на свои переживания, может образоваться невротическая симптоматика (ночное недержание, агрессивность, депрессивное настроение, тики, заикание, затянувшийся регресс и др.). В этом случае психика ребенка самостоятельно не справляется со всеми переживаниями. Это значит, что необходима консультация психолога.

Отношения с бывшим супругом (супругой)

Когда мы говорим о том, что ребенок нормально перенес развод, это значит, что его отношения с обоими родителями не обременены серьезными конфликтами. Его отношения с отцом – не простая формальность, и он имеет право любить обоих родителей.

Для ребенка очень важно знать, что папа о нем помнит, что он не забудет прийти на праздник в детский сад, поздравить его с днем рождения или пойти с ним в цирк.

Будьте аккуратны в выражениях в адрес бывшего супруга (супруги). Воздержитесь от фраз: «Он негодяй и подлец», «Он плохой, он нас бросил» и т. д.

Для ребенка родители – это часть его самого, поэтому, ругая бывшего супруга, вы ругаете и своего ребенка.

У мальчиков, воспитывающихся без отца, не формируются эталоны мужского поведения. Таким образом, они невольно усваивают женский тип реагирования на многие ситуации. Для девочек также очень важно общение с отцом, которое дает опыт общения с противоположным полом.

Ребенок, растущий без отца, обделен мужским вниманием, несмотря на всю материнскую заботу и любовь. Поэтому, если вы можете, хотя бы частично восполнить нехватку общения с отцом (если он не алкоголик или наркоман и не совсем потерял человеческий облик, позвольте ребенку иметь это общение.

Как бы ни было тяжело, мы должны признать, что развод родителей приносит детям боль.

Новый брак: может ли отчим заменить отца?

При образовании новой семьи, у ребенка вновь оживают переживания развода. Но вместе с тем, новый брак мамы или папы дает ребенку новый шанс. Как бы положительно ни влияли на развитие малыша продолжающиеся отношения с родным отцом, в быту его по-прежнему не достает.

Читайте так же:  Законопроект против насилия в семье

Многие матери считают, что в этом случае родной отец теряет свои функции, теперь в семье есть «другой папа», который постоянно рядом и может о них заботиться. Но нельзя отделять отцовские функции от личности отца. Не устраняйте родного папу из жизни ребенка, иначе малыш опять будет переживать потерю значимого для него близкого.

Родители испытывают к своему ребенку безусловную любовь, они любят его просто потому, что он есть. Отчим, как правило, не может испытывать такой любви: он познакомился с ребенком в определенном возрасте, его чувство будет несколько иным.

Будьте готовы к тому, что в процессе «усыновления» могут быть определенные сложности: двум незнакомым людям нужно время, чтобы привыкнуть, узнать друг друга и строить дальнейшие отношения.

Если вы заметили, что ребенок избегает сближения, подумайте, не слишком ли мало времени вы отвели ему. «Познакомься, это мой друг, Андрей. Он теперь будет жить снами, ты должен называть его «папа». Не стоит удивляться, что ребенок занял оборонительную позицию. Не позволяйте отчиму слишком рано вмешиваться в процесс воспитания, отдавать распоряжения, устанавливать запреты, делать замечания и наказывать. Это вызовет сопротивление и обиду. Так вы можете заставить ребенка подчиняться, но не научите любить. У него должна сформироваться привязанность к новому члену семьи, а для этого нужно немало времени и терпения.

Новый супруг (супруга) завоевал любовь матери (отца, теперь так же важно постараться завоевать любовь ребенка. Познакомиться поближе, поговорить, узнать о его интересах, привычках, любимых занятиях.

Не пытайтесь при этом стереть прошлое: у ребенка есть отец, и он также будет нужен ему в будущем.

Очень важно, чтобы и родной отец теперь понимал, что в жизни ребенка появился «другой мужчина», он «чужой», но, тем не менее, играет значительную роль в жизни его сына или дочери.

Развод представляет собой трудную жизненную ситуацию. Прежде всего, думайте о ребенке и его безопасности. Но не позволяйте чувству вины поглотить вас. Постарайтесь свести к минимуму неприятные последствия развода. А, может быть, развод несет в себе шанс добрых перемен? Подумайте об этом…

Консультация для родителей «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет» — Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. — Позвольте малышу.

Консультация «Как помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение» КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СНЯТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности.

Консультация «Как помочь ребенку заговорить?» Артикуляционные упражнения. Приведенные ниже артикуляционные упражнения используются логопедами для стимуляции речевой активности детей.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить» Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных.

Консультация для родителей «Как помочь застенчивому ребенку?» подготовила: педагог-психолог Ермишина Л. И. 11.04.2018 «Как помочь застенчивому ребенку?» Помните, что стеснительность – это всего лишь.

Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Консультация «Как помочь ребенку научиться играть?» Предметная среда. В помещении где проходит игра должно быть достаточно развивающих игрушек, которые побуждали бы малышей к разыгрыванию.

Консультация «Как помочь «гиперактивному» ребенку?» В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о.

Проблема влияния развода на психологическое состояние подростков и пути его решения в рамках телефонного консультирования

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить.

Существенная часть обращений абонентов за психологической помощью на Детский Телефон Доверия связана с переживаниями детей и подростков развода родителей.

Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка и его дальнейшую жизнь. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.[4].

Рассмотрим причины развода родителей.

  • Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого. А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.
  • Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя.
  • Подростки часто боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Авторами отмечается, что часто подростки начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.[2].

Исследования различных авторов показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети.

У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей — в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении.

Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Подростки могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий.

Читайте так же:  Как работают приставы по взысканию алиментов

Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей. Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью.[4].

Особенности переживания детьми ситуации развода родителей:

Психолог – консультант телефона доверия может оказать помощь по многим направлениям, в том числе и по проблематике травматической ситуации для ребенка в результате развода родителей. Специалист постепенно убеждает ребенка в том, что он не виноват в разрыве отношений между родителями, что он также не должен втягиваться в конфликт между родителями. В то же время психолог помогает родителям осмыслить поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка [7].

Специфика поведения родителей в ситуации развода.

  • Разведенные женщины сталкиваются с материальными трудностями и чувствуют недоверие и осуждение со стороны окружающих.
  • Но многие находят и положительные моменты: свободно распоряжаются своим временем, налаживают личную жизнь и общение с детьми.
  • Чтобы снизить для ребенка травматичность ситуации, важно искренне обсуждать сложившую ситуацию. При этом в разъяснениях важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего.
  • Таким образом, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать необходимые условия для полноценного воспитания.
  • Отсутствие отца не может не воздействовать на воспитание ребенка. В семье, где единственный воспитатель мать, ей необходимо осуществлять обе функции. Одинокой матери следует быть особенно внимательной к выбору средств воздействия.
  • Следует избегать нравоучений, угроз и наказания в отношении ребенка.
  • Важно стремиться к сближению с ребенком, чтобы устанавливать с ребенком доверительный контакт. Лучше поговорить с ребенком, если он будет спрашивать о причине развода, говорить правду (адаптировав информацию к возрасту ребенка.).

Возрастные особенности развития детей, переживающих травму развода родителей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем, насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей. [3].
Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам.
Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10 — 11 лет дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем.
Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома.
Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования различных авторов показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности. Так, наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. [9].

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов: [2].

  • Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние.
  • Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий». Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.
  • Степень адаптации родителей к факту развода. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.
  • Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. [2].
  • Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей).

Рекомендации психолога-консультанта абоненту по взаимодействию с ребенком и его воспитанию в ситуации развода родителей.[10]

Литература.

1. Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.
2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.
3. Глушко Т. Как пережить развод? СПб., 2002.
4. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
5. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 14–21.
6. Кент М. Стратегия развода. СПб., 1993.
7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. М., 1991.
8. Нарицын Н. Н. Свадьба, развод и наоборот. М., 2002.
9. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? М., 1995.
10. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М., 2004 (2006).

Видео (кликните для воспроизведения).

Галкина Е.Н., педагог-психолог ДТД

Источники

Развод родителей работа психолога с ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here