Ребенок обижает одноклассников что делать

Предлагаем статью на тему: "Ребенок обижает одноклассников что делать" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Ребенка обижают в школе — что делать родителям

Было такое и в «благополучной» советской школе, не зря же в 80-х фильм Ролана Быкова «Чучело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, когда об издевательствах сверстников впервые было сказано вслух.

Есть два пути борьбы с буллингом. Первый этап – психологический, второй – юридический. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить.

Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Прощать насмешки, обзывания, запугивания и тем более физическое насилие ни в коем случае нельзя. Что же делать конкретно, чтобы ребенка в школе не обижали, вам подскажут советы психолога.

Каких детей обижают чаще всего

Обижают слабых, застенчивых, неуверенных в себе, интровертов, тех, у кого мало или вообще нет друзей, детей с нетипичной внешностью или физическими недостатками, очень полных или наоборот слишком худеньких, детей, которых чрезмерно опекают родные, то есть «маменькиных сынков». Пожалуй, главное – обижают тех ребят, которые в конфликтной ситуации не могут постоять за себя.

Обидчиками в большинстве случаев бывают физически сильные, те, кто стремится к лидерству, но плохо учится, юные властолюбцы, которые хотят подчинить себе других и командовать ими. Буллер (таким термином определяют обидчика) не сочувствует другим и не представляет себя на месте того, кого он обижает.

Обидчик и его жертва – это как две стороны медали. Вы удивитесь, но у них есть общая черта – они не умеют правильно решать социальные проблемы.

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Одна потасовка у мальчишек или выяснения отношений у девочек – это не буллинг. Когда же издевательства, запугивание, насилие становятся систематическими и приобретают жесткие формы, надо бить тревогу.

От мам, которых я консультировала, довелось услышать: «Сын пришел из школы мокрый, грязный. Говорит, что упал в лужу. Я, конечно, его отругала. А на следующий день опять то же самое. Буквально клещами из него вытащила, что это его специально толкал в лужу одноклассник. Да еще и пригрозил: «Пожалуешься, хуже будет!»

«Дочка вся в слезах. Мальчишка из их класса ручкой исчеркал весь альбом для рисования. Но что меня больше всего возмутило, никто из ребят за нее не заступился! Почему наши дети такие равнодушные?!»

Хорошо, если ваши сын или дочка сами рассказали вам об обидчиках. А если они молчат? Что может подсказать вам, что они столкнулись с этой бедой?

Будьте внимательны к своему ребенку, тогда вы заметите, что у него испорчены вещи или они вовсе пропали. Он не может объяснить, на что потратил карманные деньги. Не хочет идти в школу, даже начинает болеть (жалуется на живот или головную боль). Ребенок стал нервозным, часто плачет. Ну, а синяки и царапины буквально прокричат вам, что проблема очень серьезная.

Конечно же, вы не хотите, чтобы ваше дитя стало жертвой и терпело насмешки, издевательства, пинки и вымогательство агрессивных сверстников. Злу нужно противостоять.

Чтобы знать, как правильно поддерживать ребенка в ситуации буллинга, читайте мою статью «Как правильно поддерживать ребенка»!

Стоит ли говорить ребенку «дай сдачи!»?

Это непростой вопрос, потому что, если ребенок поймет буквально, то драка может ухудшить ситуацию. Когда начнется разбирательство – «кто первый начал» — нет гарантии, что правда будет на вашей стороне.

Мне приходилось слышать от некоторых мам и такое: «Я пришла в школу, схватила за шиворот обидчика сына и пригрозила, что размажу его по стенке», «Я сказала, что сама сделаю с этой гадкой девчонкой то, что она с моей дочкой делает». Скорей всего, маленькие агрессоры испугаются таких угроз взрослых людей. А как отреагируют на это их родители? Не исключено, что вместо решения конфликта вы получите его обострение.

Но и это не главное. Поступая так с чужими детьми, вы нарушаете права другого ребенка! Чем тогда вы сами отличаетесь от школьного агрессора?

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова: Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

Читайте так же:  Как подать на развод в туле

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

Шаг 2. Выявление причины

Далее нужно выяснить, почему ребёнка обижают в школе. Ответ на этот вопрос должен сложиться после всестороннего анализа ситуации. Важно узнать мнение дочери/сына, учителя, друзей, самостоятельно понаблюдать, как ребёнок общается со сверстниками. Возможные причины:

Сверстники считают, что он/она в чём-то хуже остальных. Например, более «дёшево» одевается, имеет телефон старой модели, не умеет делать то, что хорошо получается у большинства, отличается национальностью.

Ребёнок ведёт себя вызывающе, провоцируя соответствующую реакцию окружения. Иногда дети сами вызывают шквал негатива, отказываясь общаться со сверстниками, оскорбляя других или позиционируя себя лучше остальных. В этом случае важно помнить, что изначальной причиной может быть неуверенность в себе, неумение расположить к себе людей, жажда внимания.

Замкнутость и робость. Такому ребёнку сложно заводить друзей, а даже самая незначительная вещь может приводить к «уходу в себя» и к слезам. Подобное поведение нередко становится для задир поводом посмеяться и позлословить.

Однако, в чём бы конкретно не заключалась причина того, почему ребёнка обижают в классе, в конечном итоге это сводится к неумению постоять за себя, выстраивать конструктивные отношения с окружающими. То есть он не нашел своё место в коллективе, стал «изгоем». Подробнее о ролях и различных качествах личности читайте в статье «Лидер в классе — не ваш ребёнок. Хорошо это или плохо?». И именно эту проблему предстоит рано или поздно решить.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Читайте так же:  Все про алименты на ребенка

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Как вести диалог с учителем, если ребенка обижают в школе

Тщательно продумайте, что именно вы будете говорить учителю (классному руководителю). Не забывайте, учителя тоже люди, и, если вы придете к ним с обвинениями, они станут защищаться, тогда конструктивного диалога не получится.

Расскажите о проблеме спокойно, подкрепите свой рассказ фактами. Сообщите ваше понимание причины и то, как вы видите решение проблемы.

Спросите учительницу, как, по ее мнению, можно погасить конфликт.

Договоритесь о своих действиях, что будете делать вы, а что педагог.

Если ребенка обижают в школе, куда обращаться

Если администрация школы не идет вам навстречу, надо привлечь на свою сторону закон.

  • Во-первых, напишите заявление на имя директора школы и зарегистрируйте его.
  • Во-вторых, узнайте, какие официальные органы в вашем городе отвечают за соблюдение прав ребенка. Например, инспекция по делам несовершеннолетних. Возможно, работает специальная «горячая линия», где подскажут, как получить юридическую помощь в случае буллинга.
  • В-третьих, будьте моральны готовы, что при обострении конфликта или бездеятельности педагогов придется перевести ребенка в другую школу. Его психологический комфорт важнее других обстоятельств. Но помните, что в уже сложившемся детском коллективе ваши сын или дочь будут «новенькими», а это тоже трудная роль. Так что советы психолога, как научить ребенка постоять за себя и в этом случае актуальны.

А что еще можно сделать?

Прочитала отклик моей подписчицы. Она пишет: «Всю школу терпела издевательства. Пыталась поначалу жаловаться родным и учителям. Но ничего не помогло. Перевести в другую школу тоже не смогли. Отстаивала себя сама, как могла, жутчайший ежедневный стресс. В последних классах все совсем достало, пошла на тхэквондо, дала сдачи, все стало прекрасно».

Частично этот опыт, по-моему, стоит позаимствовать. Запишитесь в спортивную секцию, в которой ребенку помогут стать сильным и ловким. Известно, что спорт воспитывает бойцовский характер, уверенность в себе.

Тем более это следует сделать, если с ребенком никто не хочет дружить. В секции ваш школьник обязательно подружится с новыми ребятами, потому что у них будут общие интересы.

Будьте всегда надежным защитником вашего ребенка, помогайте ему бороться за свои права. И тогда, если даже вы столкнетесь с тем, что ребенка травят в школе, вы с этой конфликтной ситуацией справитесь.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли. Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях. Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям. А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?

Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:

Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.

Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.

Чтобы не «нарубить дров» на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: «3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка»

Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.

Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.

Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.

Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».

Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.

Читайте так же:  Как лучше подать на алименты

Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.

Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.

Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.

Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:

  1. Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
  2. Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
  3. Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
  4. И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!

В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».

Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше.

Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».

Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.

Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.

Если это не помогло, надо идти в школу.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Бьет одноклассников, плюет в учителя: причины детской агрессии глазами психотерапевта

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок обижает и бьет сверстников – с этой проблемой сталкиваются многие родители. Почему так происходит и как с этим бороться, рассказываем в новом выпуске проекта «Личные истории: записки психотерапевта».

Разобраться в тонкостях детской психики нам вновь помогает психотерапевт, психиатр клиники «УГМК-Здоровье» Антон Сабанцев.

Семилетнего первоклассника Витю (имя изменено) к доктору привели отчаявшиеся родители: их ребенок настолько агрессивен, что его вот-вот выгонят из школы. Мама и папа, которые всегда старались создать для мальчика комфортную и теплую атмосферу дома, оказались не в силах разобраться, почему их сын столь ужасно ведет себя в обществе.

Витя был долгожданным ребенком, с самого рождения его любили и баловали

Малыш с раннего детства был капризным и беспокойным. Невролог, на прием к которому сводили мальчика, заподозрил, что такое поведение может быть индикатором патологий, возникших во время беременности матери и при родах. Эти патологии могли сказаться на запоздалом развитии зон мозга, которые отвечают за самоконтроль.

Однако сначала родители не волновались. Малыш в том же возрасте, что и другие, начал говорить первые слова, так же, как и все, сделал первые шаги.

Проблемы начались, когда Вите было три года и он пошел в детский сад. Каждый день воспитатели жаловались на ребенка: бьет других детей, отбирает игрушки, не сидит на месте, капризничает. Провинившегося мальчика регулярно ругали и ставили в угол.

Но чем больше нареканий было в его адрес, тем хуже он себя вел

Дома папа пытался объяснить сыну, что обижать других – плохо, но Витя только кивал и делал по-своему. Мама же считала, что так происходит потому, что мальчик скучает по родителям, когда находится в саду, и старалась окружить его лаской и заботой. По первому требованию она покупала ему шоколадку или игрушку, вела гулять в парк или на аттракционы.

Когда Вите исполнилось шесть, у него родился младший брат, и мама не могла уделять ему столько же внимания, сколько раньше. Ребенок стал еще более капризным и теперь обзывал не только сверстников, но и воспитателей. Последние вздохнули с облегчением, когда он, наконец, покинул детсад. Но в ужас пришла учительница, в класс к которой попал мальчик.

Практически с первого дня в школе он начал хулиганить– отбирал вещи у одноклассников, бил их, устраивал скандалы на уроке и однажды даже плюнул в учительницу. Последняя, отчаявшись, пересадила его на последнюю парту, где он сидел в одиночестве и сам себя развлекал.

«Лишь бы молчал и не мешал другим детям», — думала педагог.

Впрочем, неусидчивый и гиперактивный Витя мог сам по себе встать и уйти с урока, продолжал «отрываться» на переменах. Никакие воспитательные беседы и наказания не помогали, и родители, наконец, решили показать сына психологу.

Комментарий детского психотерапевта клиники «УГМК-Здоровье» Антона Сабанцева: «В данном случае первопричиной агрессии мальчика стал биологический фактор – последствия родовой травмы, что вылилось в недостаточность функции самоконтроля. Кроме того, изначальная гиперопека со стороны мамы тоже негативно сказалась на поведении ребенка. В результате для него стало серьезной травмой то, что после рождения младшего брата родители не смогли уделять ему так много внимания, как он привык. В результате к достижению школьного возраста ребенок уже испытывал серьезный внутренний дискомфорт и сформировал свою агрессивную модель поведения.

Он решил, что чем хуже он будет себя вести, тем больше ему будут уделять внимания

И, собственно, добивался этого. При этом он осознавал, что окружающие считают его плохим, но другого способа реализовать себя не видел.

В данном случае только беседы с психологом не помогли – мальчику пришлось назначить еще и медикаментозное лечение. Именно препараты помогли справиться с биологическим фактором, в результате чего Витя научился контролировать свое поведение. Помогла и работа с родителями – они постарались наладить дружеские отношения с сыном, отдали его в хоккей. Когда ребенок гиперактивен, приобщать его к спорту очень важно – ведь именно на тренировках и соревнованиях он может полностью выплескивать ту накопившуюся энергию, которую раньше тратил на негативные поступки. В случае с Витей это тоже помогло: мальчик сразу же стал одним из лучших нападающих команды, его наконец-то начали хвалить, и его самооценка значительно повысилась.

Читайте так же:  Алименты родителей на несовершеннолетних детей

Учительница, получив пояснительную записку от психолога, также пересмотрела свое поведение, пересадила ребенка поближе к себе и стала уделять ему немного больше внимания, чем остальным детям. Весь этот комплекс мер привел к тому, что поведение Вити улучшилось: он перестал бесконтрольно бить одноклассников, срывать уроки, стал стремиться получать хорошие оценки.

Наконец-то окружающие стали видеть в Вите не потенциального преступника, а нормального первоклашку.

Однако столь агрессивное поведение мальчика можно было предотвратить раньше. Родителям следовало бы привести сына к специалисту еще в три года, как только он начал проявлять гиперактивность и жестокость в детском саду. Возможно, тогда даже не пришлось бы применять медикаментозное лечение, так как существуют и другие альтернативные методики. Но в том состоянии, в котором привели Витю, они бы уже не подействовали.

Заметили, что ваш ребенок становится неоправданно агрессивным, на него стали жаловаться воспитатели? Не тяните, обратитесь к специалисту! Возможно, именно сейчас его помощь позволит избежать более серьезных проблем в будущем!»

Что делать, если вашего ребёнка обижает агрессивный одноклассник?

В каждом классе и даже в группах детского сада есть ребёнок, а то и не один, который со всеми дерётся, задирает других ребят.

Родительница сама видела, как он держал одноклассницу за шею и бил её головой о стенку. Девочка кричала, горько плакала. Конечно, свидетельница безобразия не стала спокойно взирать на это, одёрнула хулигана. В ответ он свою жертву оставил, но, пока, смеясь, бежал по коридору, выкрикивал гадости уже в адрес женщины.

— Просто руки чесались догнать его и встряхнуть хорошенько! — признаётся она.

Каждый день сынишка читательницы приходил из школы и рассказывал о новых проделках юного хулигана: как тот высыпал содержимое мусорной корзины на голову ничего не подозревающего одноклассника, вытер пол жилетом другого… Ситуация обострялась с каждым днём. Она усугублялась тем, что учитель этого класса ушла в декретный отпуск, на уроках преподаватели менялись, а на переменах дети были предоставлены сами себе. Через какое-то время они всем классом избили хулигана: толкнули на пол и пинали ногами. Наша читательница спросила своего сына, почему тот участвовал в избиении.

— Все били, и я бил, — ответил ребёнок.

После случившегося состоялось бурное родительское собрание. Мама пострадавшего попыталась обвинить целый класс в противоправных действиях, но родители дружно выступили против неё и её сына. В результате забияку забрали из этой школы. Он ушёл с ненавистью ко всем своим бывшим одноклассникам.

Можно ли было не доводить ситуацию до такой точки кипения? Каковы законные способы повлиять на семью маленького агрессора?

Тамара Иванова, психолог-педагог центра помощи семьи и детям «Юнона», рассказала, почему дети становятся агрессивными и как должны вести себя в такой ситуации взрослые.

Для начала следует уяснить: ребёнок не может быть агрессивным сам по себе. Его поведение обусловлено проблемами в семье. Скорее всего, это ответная реакция малыша на агрессию по отношению к нему самому. Может быть, его бьют, но дать сдачи родителям он не может. Остаётся отыгрываться на других детях, приходя в школу. Чтобы выплеснуть накопившуюся злобу, школьник так и хочет подраться и только ищет для этого повод. Забияка специально задевает одноклассников, дразня их. Когда один ребёнок не реагирует, драчун переключается на другого.

Конечно же, ведущая роль в разрешении конфликтов здесь за учителем. Именно он должен сразу узнать, что в классе есть такой ребёнок, постараться поговорить с ним, убедить выплеснуть накопившуюся злобу на что-то другое.

Хорошо, если в школе есть психолог, в кабинет которого можно отправить драчуна. Там специалист, как правило, предлагает боксёрскую грушу или специальную подушку. Побив снаряд руками и ногами, ребёнок успокаивается. Тамара Михайловна в таких ситуациях спрашивает забияку: всё ли он выплеснул, ничего не оставил. Если малыш отвечает утвердительно, и это правда, то потом он говорит, что хочет полежать или заняться другими — спокойными — делами.

Если педагогу приходиться разрешать ситуацию без помощи психолога, то можно в классе завести специальную подушку для избиения. В отсутствии такой возможности забияке дают пачку бумаги, чтобы он порвал её и успокоился. Не стоит торопить малыша. Пусть он превратит листки в мелкие клочки, устанет и успокоится.

Родителям других детей надо постараться убедить своих чад не реагировать на провокации задиристого одноклассника. Конечно, очень сложно не конфликтовать, если такой ребёнок задел сумку или скинул на пол учебник. И всё же лучше поднять предметы, не разговаривая с забиякой, а потом обратиться к учителю.

Конечно же, в первую очередь педагог должен работать с родителями агрессивного ученика. Надо выяснить у них, в чём причина неадекватного поведения ребёнка. В практике Тамары Михайловны был случай, когда она, успокаивая пятилетнего драчуна, напрямую спросила, били ли его дома. Мальчик ответил утвердительно и рассказал, за что его наказывает отец. Психолог привела слова ребёнка в беседе с родителями, они пообещали больше не бить своего отпрыска. Разумеется, и в дальнейшем были срывы, но всё-таки родители старались сдерживаться, мальчик стал спокойнее.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

  • Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
  • Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Шаг 1. Разведка

Узнайте, действительно ли имеет место травля в школе. Здесь потребуется действовать максимально деликатно и осторожно. Что можно делать:

Читайте так же:  Госпошлина заявление о разводе в суд

Завести с ребёнком отвлечённый разговор

Начать стоит с вопроса об его успехах, новостях. Если почувствовали, что этот разговор неприятен, наткнулись на замкнутость или агрессивность, скажите, что хотите больше узнать о жизни сына или дочери, расскажите историю из собственной юности или отметьте, что волнуетесь, не зная, что происходит в его жизни.

Использовать обходные пути

Например, «невзначай» оставьте на мониторе компьютера информацию об анонимной психологической помощи подросткам. Или начните при ребёнке обсуждение ситуации «с сыном одной знакомой», который подвергся травле. Ответное поведение детей на эти действия позволит сделать заключение о том, верно ли ваше подозрение.

Стоит начать с разговора с учителями, которые часто бывают свидетелями подобных ситуаций. Если есть друзья ребёнка, с которыми вы хорошо знакомы (они бывают у вас дома, знакомы с раннего детства и т.д.), можно обратиться к ним. Однако, делать это нужно очень осторожно: отметить, что заметили изменения в поведении; спросить, не знает ли друг/подруга, с чем это связано; сказать о своем волнении и подозрениях в том, что не всё благополучно.

Воздержитесь от давления и от угроз в адрес кого-либо. Подобные агрессивные действия только обострят ситуацию.

Шаг 3. Решение

Если буллинг принял серьезный оборот, есть физическая угроза, то понадобятся немедленные действия. Если обижает одноклассник, стоит поговорить с его родителями и с ним самим. Но ни в коем случае не нужно угрожать и применять силу.

Когда разговоры и попытки прекратить травлю миром не работают, исчерпаны все способы воздействия, стоит подумать про обращение в правоохранительные органы или смену учебного заведения. О том, как лучше это сделать, подробно рассказывает статья «Перевод ребёнка в другую школу: как организовать?».

Если подобные радикальные действия не требуются, стоит подойти к решению проблемы изнутри. Другими словами, ребёнку предстоит научиться грамотно ставить себя и давать отпор обидчикам. С чего можно начать:

  • с проигрывания действий в определённых ситуациях дома;
  • с борьбы с робостью, замкнутостью и застенчивостью. В этом могут помочь упражнения для развития навыков публичных выступлений в этой статье.
  • с обучения ребёнка минимальным приёмам самообороны для формирования уверенности в себе.

Также стоит задуматься о прохождении курсов по искусству общения, которые научат ребёнка выстраивать конструктивные отношения и помогут занять комфортное место в коллективе. А наши преподаватели с радостью в этом помогут!

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова. Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Руки чешутся

Во время конфликта дети нередко пугают одноклассников своими родными: «Вот придёт мой папа, он с тобой разберётся». А порой у самих взрослых чешутся руки, когда они сталкиваются с обидчиками своего ребёнка.

Однако помощник прокурора Бердска Татьяна Макарова предостерегает родителей от подобных действий. Взрослые не вправе давать сдачи за своих детей, иначе они очень сильно рискуют попасть на скамью подсудимых. Максимум, что они могут: сделать замечание, если увидят противоправные действия.

Стоит ещё сказать вот о чём. Проблему в классе может создавать не только ребёнок, которого неправильно воспитывают. Сегодня в школах немало ребятишек, имеющих ограничения по здоровью, в том числе психическому. Среди них встречаются как дружелюбные, коммуникабельные дети, так и агрессивные. Ни в коем случае не следует пытаться воздействовать на таких детей, настраивая против них одноклассников, или с позиции собственной силы. Но и оставлять случаи агрессии без внимания — тоже нельзя. За морально-психологический климат в школе и каждом конкретном классе отвечают директор учебного заведения, учителя. Не стесняйтесь требовать порядка!

Что делать если ребенка обижают в школе: советы

  1. Что делать если ребенок не хочет в детсад
  2. Как правильно мотивировать ребенка
  3. Важные советы родителям: как ребенку справиться с эмоциям

К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Ребёнок возвращается из школы в слезах или подавленный? Мало с кем общается в классе? С неохотой идёт в учебное заведение? Возможная причина – травля, буллинг в школе. Если у вас появилось подозрение в том, что сына или дочь обижают, не отмахивайтесь от него. Нужно разобраться в ситуации и предпринять правильные действия.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Источники

Ребенок обижает одноклассников что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here