Защита прав детей социальным педагогом

Предлагаем статью на тему: "Защита прав детей социальным педагогом" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2023 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Социальный педагог

Социальный педагог школы

Ситникова Ольга Юрьевна

График работы: Пон. — Пят. с 09.00 до 18.00, Суб. 09.00 — 14.00

Контактный телефон: 353-57-72

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.

Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.

Основные направления работы социального педагога

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами правопорядка.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.

Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Работа с детьми группы риска

Функции социального педагога

  • аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем;установление причин),
  • прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка),
  • коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды),
  • профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска),
  • охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты),
  • психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов),
  • посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты).

Социальный педагог работает с различными категориями населения:

  • Малообеспеченными, многодетными семьями.
  • Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • С учащимися, состоящими на учете в ПДН, КДН, внутри школы, в «группе риска».
  • С детьми-сиротами.
  • С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ведется также активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.

ПДН полиции № 8 Кировского района, ул. Петухова,д. 57, эт. 5 т. 232-16-11

КДН Администрации Кировского района, ул. Петухова, д.18 к. 217 т. 227-48-70

Комплексный центр соц. населения, ул. Сиб. — Гвардейцев, 59. т. 342-96-63

Городской центр образования и здоровья «Магистр» ул. Дм.Шамшурина, д. 6 т.222-26-10, ул. Паласса, д. 28 т. 342-92-71, 349-03-65

Центр психолого — педагогической поддержки молодежи «Пеликан», ул. Зорге, д. 42 т.342-07-93, ул. Сиб. — Гвардейцев, д. 3 т. 315-41-13

http://s47.edusite.ru/p53aa1.html

Социальная педагогика

Понятие социализации. Возрастные периоды социализации. Характерные особенности социализации детства, юности, зрелости, старости. Управляемость и стихийность процесса социализации. Фазы социализации. Социализация с позиций социальной психологии, философии. Сущность педагогического аспекта социализации. Факторы и принципы социализации.

Семья как малая социальная группа, субъект социализации и воспитания. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Социально-педагогическая работа с семьей. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Общая характеристика педагогики социальной среды жизнедеятельности человека. Государственная система воспитания и институты ее реализации. Социокультурная среда школы и ее влияние на подрастающее поколение.

Характерные отличия деятельности социального педагога от деятельности учителя. Система ценностей социального педагога. Специальные способности социального педагога и его личностные качества. Должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационной характеристике. Профессиональные знания и умения социального педагога. Основные сферы профессиональной деятельности социального педагога.

Социальная защита детства

Ситуации, диктующие необходимость социально-педагогического сопровождения, поддержки. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, поддержки. Технология реализации социально-педагогического сопровождения, поддержки.

Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.

Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних. Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья. Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей. Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Сущность понятий «опека» и «попечительство».

Основные причины для опеки над несовершеннолетними. Опека и попечительство как правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан. Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Социальная опека и попечительство как технологии социальной работы для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях

Особенности организации взаимодействия и социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере. Основные формы организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Игровые технологии в деятельности социального педагога. Виды игр, используемые в детском оздоровительном лагере. Методика организации и проведения массовых шоу-мероприятий в детском оздоровительном лагере. Организация работы по подготовке детских массовых мероприятий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9154 —

| 7373 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_55156_sotsialnaya-pedagogika.html

Вопрос 1. Деятельность социального педагога по охране прав ребенка.

Место и роль социального педагога в системе защиты прав детей

Литература

1. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / общ. ред., сост. О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. – Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. – 170 с.

2. Колтовская, М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. – М.: ИСПС РАО, 2004. – С. 23–28.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании алиментов на родителей

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

4. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – 12 декабря. – URL: http://pravo.by/main.aspx?gu >

5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004. – 272 с.

6. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования : учеб.-метод, пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск: Новое знание, 2007. – 346 с.

Вопрос 1. Деятельность социального педагога по охране прав ребенка.

Деятельность по защите прав детей является одной из наиболее важных среди различных сфер деятельности социального педагога. Деятельность по защите прав детей включает в себя: правовое воспитание и просвещение учащихся; выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях; защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых.

Правовое воспитание и просвещение детей. Правовое воспитание – составная часть идеологического воспитания, и его успешное осуществление во многом зависит от уровня организации воспитательной работы в учебном заведении. Содержание правового воспитания направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимание обучающимся ответственности за противоправные действия. Условия воспитания правовой культуры личности: совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся; организация правового просвещения педагогов, родителей и обучающихся; профилактика противоправных действий; создание в учреждении образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности, разнообразие содержания применяемых методов, приемов и средств правового воспитания; контроль за соблюдением прав и обязанностей обучающихся; взаимодействие учреждений образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся.

Правовое просвещение детей предполагает повышение уровня правовой культуры детей, знакомство с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Формирование правовой культуры и правовое просвещение необходимо осуществлять на основе комплексного планирования этой деятельности. В системе правового воспитания и просвещения можно использовать следующие направления деятельности: обучающее направление (организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, оформление стендов на правовую тематику), консультативное направление, факультативное направление (проведение различных семинаров, конференций, факультативных занятий), инициативное направление (создание различных молодежных объединений).

Защита законных прав и интересов учащихся. Особенность социально-педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых специалист выполняет лишь отдельные операции.

2. Защита прав ребенка на развитие способностей. Реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения – важное условие профилактики серьезных отклонений в поведении ребенка. Деятельность по защите прав ребенка на развитие способностей предполагает: выявление социальной направленности личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.д.) и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности; совместное с педагогом-психологом ведение учета детей с ярко выраженными способностями; поиск совместно с родителями путей и средств определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; совместный с представителями администрации учреждения образования поиск возможности для создания в рамках данного учреждения различных групп, студий для занятий по интересам; информирование учащихся о имеющихся в городе клубах, кружках, спортивных секциях и т.д.

4. Защита имущественных прав детей. Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь. (статья 19, Закон РБ «О правах ребенка»). Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего может включать следующие направления: информирование, повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей; организация консультативной работы; охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав ребенка (обращение в соответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и исков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участи в судебных процедурах). При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совместно с родителями, осуществляется последними.

6. Защита прав детей из малообеспеченных семей. Основные направления деятельности социального педагога: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений; оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг; направление в случае необходимости в службу психологической помощи; организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей; оказание помощи в трудоустройстве.

7. Защита прав детей из многодетных семей. Основные направления деятельности социального педагога: выявление и учет таких семей, составление комплексной характеристики (количество членов семьи, наличие других родственников, пол, возраст, место работы, материальное положение семьи, жилищные условия, состояние здоровья, наличие асоциального поведения и т.д.); определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи; помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о возможных льготах; консультирование, педагогическая помощь; социальный патронаж семей, контроль успеваемости и межличностных отношений детей; периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи.

9. Защита прав детей-сирот. Можно выделить следующие виды социально-педагогической помощи: информационная помощь (обеспечение детей информацией об их правах, льготах, деятельности различных социальных служб и спектре оказываемых ими услуг); социально-правовая помощь (направлена на соблюдение прав детей, содействие в реализации правовых гарантий), социально-экономическая помощь (содействие в получении пособий, адресной помощи), социально-психологическая помощь (создание благоприятного микроклимата); социально-педагогическая помощь (преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций). Основные задачи социального педагога: выявление детей-сирот, защита их прав в виде представления интересов в различных инстанциях, устройство и контроль за условиями их проживания, социальная реабилитация и адаптация, ведение соответствующей документации, посредническая деятельность между учебным заведением и различными общественными организациями.

Читайте так же:  Цели материнского капитала

10. Защита прав детей, которые стали жертвами насилия и жестокого обращения. Социальному педагогу необходимо знать следующие факторы, способствующие жестокому обращению с детьми: неполная или многодетная семья, конфликтная семья, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, социальная изоляция вследствие особенностей вероисповедания, болезни одного из членов семьи, материальных трудностей, низкий уровень образования и профессионализма родителей, юные родители с неадекватными родительскими навыками. При возникновении подозрений о жестоком обращении с ребенком социальному педагогу необходимо предпринять следующие действия: незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений (беседа с самим ребенком, родственниками, друзьями, наблюдение за внешним видом ребенка, поведением и условиями проживания), вместе с педагогом-психологом провести беседу с родителями. Если предположения подтвердятся, информация направляется в органы защиты детства, где принимается решение о дальнейшей судьбе ребенка.

11. Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их замещающих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняя связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся на стадии разрушения. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации. Безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей; усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения.

Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивно-воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением. Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства; несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет систему социальных, правовых и иных мер, которая направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;

— разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

— разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

— проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

— проведение просветительской деятельности среди несовершеннолетних;

— организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории детей;

— защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

http://helpiks.org/8-100985.html

Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей

В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.

Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо выделяет детей:

— оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— оставшихся без попечения родителей;

— инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

— жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

— из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

— проживающих в малоимущих семьях;

— с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении

Социально — педагогическая служба школы — открытой воспитательной системы — ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

Читайте так же:  Документ о защите прав ребенка оон

Принципами деятельности социальной службы являются следующие.

Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа «сделай себя личностью сам».

Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).

Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

Неразглашение информации о ребенке и его семье.

Основные функции социальной службы образовательного учреждения.

Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, особенности семьи, , позитивные силы и источники негативного влияния на детей и подростков.

Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.

Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.

Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов.

Защита прав ребенка — это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями». Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

2) контроль за соблюдением прав детей;

3) собственно защиту детей.

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

— контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;

— условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);

— специализация деятельности социального;

— тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

— воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;

— разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;

— организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;

— обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;

— обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства и др.).

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

— выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9875 —

| 7669 — или читать все.

http://studopedia.ru/4_52863_zashchita-prav-rebenka-v-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya.html

Роли социального педагога

Роли социального педагога:

v Посредник.

Связующее звено между детьми и взрослыми, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.

v Адвокат.

Социальный педагог защищает интересы, законные права человека, его семьи и различных групп населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества.

v Участник совместной деятельности детей и взрослых, одновременно организатор этой деятельности.

Стимулирует развитию творчества.

v Помощник в решении проблем клиента.

Помогает людям расширить их компетентность и развить способность самостоятельно решать свои проблемы.

v Психотерапевт и наставник семьи, детей, молодежи и окружающих людей.

Социальный педагог сопровождает семью, заботиться о ее здоровье, о моральных и общечеловеческих ценностях, о своевременном решении проблем, которые возникают.

v Конфликтолог.

Помогает предупреждать и решать конфликтные ситуации своих клиентов.

Читайте так же:  Что такое алименты на ребенка определение

v Аниматор.

Побуждает человека к действию, тем самым способствуя восстановлению взаимодействия между личностью и обществом.

v Эксперт.

Социальный педагог выполняет при постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательств социальной работы с конкретным клиентом.

v Общественный деятель.

Поддерживает, развивает и возглавляет социальные инициативы граждан направленные на оздоровление окружающей среды.

Функции социального педагога в общеобразовательных учреждениях

Функции социального педагога в общеобразовательных учреждениях:

· Диагностическая — изучение и оценка реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодежных объединений; направленности влияния микросреды, особенностей семьи и семейного воспитания, позитивных сил в микрорайоне, и источников негативного воздействия на детей и подростков.

· Прогностическая — прогнозирование на основе наблюдений и исследований усиления негативных или позитивных сторон социальной ситуации, влияющим на развитие личности или группы.

· Консультативная — предоставление советов, рекомендаций учащимся, родителям, учителям и другим лицам, которые обращаются к социальному педагогу.

· Защитная — обеспечение соблюдения норм охраны и защиты прав детей и подростков, представление их интересов в различных инстанциях.

· Профилактическая — убеждение учащихся в целесообразности соблюдения определенных норм и правил поведения в отношении здоровья и образа жизни.

· Организаторская — обеспечение содержательного досуга детей и подростков в школе и социальной среде, привлечение семьи и представителей общественности к социально-педагогическому процессу в учебном заведении.

Роли социального педагога в учреждениях для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки

Роли социального педагога в учреждениях для детей сирот и детей,

лишенных родительской опеки:

1. «Защитник прав и интересов детей» — предполагает использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов детей, в том числе реализации юридической ответственности в отношении лиц, которые прибегают к прямым или опосредованных противоправных действий в отношении ребенка.

2. «Агент по вопросам социальных перемен»— социальный педагог выступает в 2 ипостасях: с одной стороны он выясняет потребности детей, классифицирует соответствующие факты, оценивая их причины и последствия, с другой — оказывает поддержку детям, мобилизует и координирует их усилия, сам инициирует социальные изменения в государственных и общественных структурах.

3. «Консультант»— социальный педагог использует информацию, специальные знания для оказания помощи детям в решении их жизненных проблем, а также организациям, учреждениям для налаживания эффективного взаимодействия, разработки и реализации различных социальных программ.

4. «Организатор содержательного досуга»— реализация и развитие потенциала личности воспитанников в сфере свободного времени.

5. «Учитель социальных изменений»— обучение детей искусству эффективного взаимодействия с социальным окружением.

6. «Руководитель практики« — привлечение студентов к практической профессиональной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9154 —

| 7373 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_193320_roli-sotsialnogo-pedagoga.html

Правозащитная деятельность социального педагога

Елена Гаева
Правозащитная деятельность социального педагога

Несмотря на множество принятых правовых норм, несмотря на признание Российской Федерацией необходимости выполнения Конвенции о правах ребенка, положение с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, преступностью среди несовершеннолетних остается неудовлетворительным. И очевидно, что все эти проблемы имеют одну единственную причину-систематически нарушаются права ребенка.

Основные сферы жизни ребенка– это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей,времяпрепровождение вне дома и вне школы тогда, когда им желательно было бы там находиться, – это только следствие, индикатор социального неблагополучия ребенка. Остановлюсь на проблемах семьи.

Отметим, что общество замечает только запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы.

— прекращение посещения учебного заведения.

Очевидно, что социальному педагогу не хватит сил и возможностей для того, чтобы отследить, куда подевался тот или иной ребенок и по какой причине он перестал посещать занятия. Даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями, задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку детей в учреждении несколько сотен.

— употребление психоактивных веществ.

Система здравоохранения занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия.

— уход из семьи,совершение правонарушения

Очевидно, что это проблемы соблюдения правопорядка. Правонарушение или преступление – это уже, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних – свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма – свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.

«Защитив своих детей,

Россия обретет будущее».

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том,что он:

— использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников);

— содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Правозащитная деятельность социального педагога осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, он сам консультирует несовершеннолетних по отдельным правовым вопросам. Кроме того, он должен подсказать ему адреса квалифицированной юридической помощи, познакомить с популярной литературой правового содержания.

Но наиболее сложную часть работы социального педагога составляет

защита прав учащихся в суде и других правоохранительных органах.

Социальный педагог безусловно должен обладать развитым правосознанием, знать основы российской правовой системы и законодательства, механизмы защиты прав и свобод личности и гражданина. Этот перечень далеко не полон. Невозможно оказать квалифицированную помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, не познакомившись с основными положениями действующих Гражданского, Семейного, Трудового и других кодексов, не изучив содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и т. д. Даже изучив нормативные акты, социальный педагог должен понимать, что успешное их использование возможно только в сотрудничестве с профессиональным юристом.

Читайте так же:  Инсталляция против домашнего насилия

Личные права детей взаимосвязаны. Одно из фундаментальных прав личности – право на образование,зафиксированное в ряде международных документов. Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (10. 12. 1948) провозглашается, что каждый имеет право на образование.

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» – записано в Законе «Об образовании». Таким образом, право на охрану здоровья, с одной стороны, – это аспект права ребенка на образование, а с другой – выступает как самостоятельное право ребенка.

Право на охрану здоровья тесно связано с правом ребенка на отдых и досуг. Это право обеспечивается, прежде всего, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Перевод данных учреждений на платные услуги значительно ограничил реализацию данного права.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».

Социальному педагогу образовательного учреждения необходимо достаточно хорошо разбираться в проблеме обеспечения учащимся права на личную жизнь. Защищая интересы ребенка, необходимо понимать степень допустимого вмешательства, определяя при этом риски.

Неприкосновенность частной жизни – это сохранение ее целостности, защита от всякого посягательства со стороны кого-либо.

Информация о частной жизни – сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной и общественной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т. п. При этом специалистам необходимо помнить, что информация о частной жизни, которая становится известной представителям различных профессий в связи с осуществлением их профессиональной деятельности, защищается профессиональной

Потребность в «семейной неприкосновенности», иначе говоря, в неприкосновенности сферы частной жизни, нашла свое отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.17 которого гласит: «Никто не должен подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или его корреспонденции, или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства…»

В Конституции РФ специально оговорено, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1, ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

В ст. 16 Конвенции о правах ребенка указано: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь,неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, незаконного посягательства на его честь и репутацию … Ребенок имеет право на защиту от такого вмешательства и посягательства».

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в образовательном учреждении, необходимо составить четкое представление о том, от чего же его следует защищать.

В ст. 19 Конвенции о правах ребенка говорится: «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм нарушения его прав: физического или психологического насилия; оскорбления или злоупотребления; отсутствия заботы или небрежного обращения; грубого обращения; эксплуатации; сексуального злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В ст. 15 Закона «Об образовании» записано, что «применение методов физического или психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». Невозможно провести в жизнь эту статью закона, не зная, какие действия могут быть квалифицированы как «физическое и психическое насилие».

В условиях образования прямыми признаками психического насилия над воспитанниками считаются:

• угрозы в адрес ребенка;

• преднамеренная изоляция ребенка;

• предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

• оскорбление или унижение достоинства;

• систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

• постоянная негативная характеристика ребенка;

• демонстративно-негативное отношение к ребенку.

Право на безопасные условия воспитания и обучения приобретает для нашей страны особую значимость.

Подводя итоги и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция — провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме их права, следить за реализацией взрослыми прав ребенка.

Для этого необходимо решать задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников и взрослых с правами ребенка:

— познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

— развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;

— способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

— развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

— разъяснять общественные нормы и правила поведения взрослым.

Деловая игра совместно с детьми и родителями «Маленьким детям-большие права» Во второй младшей группе «Ромашка» 21 марта прошло мероприятие совместно с родителями в форме деловой игры «Маленьким детям — БОЛЬШИЕ ПРАВА».

Дидактическая игра по правовому воспитанию старших дошкольников ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ИМЕЮ ПРАВО…» Карпова Т. И. – воспитатель старшей логопедической.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/pravozaschitnaja-dejatelnost-socialnogo-pedagoga.html

Защита прав детей социальным педагогом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here