Содержание
- 1 Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком консультация
- 2 Эмоциональное и психологическое насилие над детьми
- 3 Психологическое насилие калечит детей
- 4 Психология ребенка
- 5 Моральное издевательство над ребенком
- 6 Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях
- 7 Психологическое насилие: что это и как бороться
- 8 Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога
Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
консультация
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о психологическом насилии.
Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи.
Психологическое насилие над детьми в семье Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы.
Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у не.
Эмоциональное и психологическое насилие над детьми
Полезные статьи
для подготовки к родам
Все о слингах и советы по
естественному уходу за малышом
Вопросы адаптации,
полезные советы и опыт
Автомобиль, дом, улица
Что нужно знать маме
Чем заняться с ребенком
дома. Идеи поделок
Статьи о детских и маминых заболеваниях и методах их лечения
Психологическое насилие калечит детей
Детей бить нельзя – кажется, в наше время это понимают уже все мало-мальски цивилизованные люди. В ряде стран уже вводят наказания для распускающих руки родителей. Сдвиг в признании обществом телесной неприкосновенности ребенка можно только приветствовать. Но постоянное акцентирование недопустимости именно физического насилия смещает акценты – уводит на второй план драму детей, растущих в атмосфере психологической агрессии.
Заполнить этот пробел призвано большое исследование американских социальных психологов, возглавил которое Джозеф Спинаццола* (Joseph Spinazzola) из Justice Resource Institute в Бруклайне, штат Массачусетс, а результаты будут опубликованы в журнале Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, который издает Американская психологическая ассоциация.
Авторы воспользовались данными большой национальной базы, содержащей информацию о 5616 молодых людях обоих полов и разных расовых групп. На момент попадания в базу, которая собиралась в 2004–2010 году, им было 10–12 лет, и все они подвергались хотя бы одной из трех форм насилия – физическому, сексуальному или психологическому, – со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Материалом для исследования стали интервью с этими детьми, данные диагностического анкетирования, анкетирования родителей, а также другие документы, в том числе заключения медиков и психологов, позволяющие уточнить конкретные обстоятельства жестокого обращения.
Физическое насилие пережили 62% детей, вошедших в выборку, а только психологическое – 24%. Под последним авторы понимают травлю, запугивание, навязчивый контроль, жестокие оскорбления, унижения, угрозы, чрезмерные требования, бойкоты и изоляцию.
Оказалось, что психологическое насилие калечит детскую психику не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем другие виды насилия. Дети, к которым плохо относятся, страдают от депрессии, тревожных расстройств и злоупотреблений психоактивными веществами даже чаще тех, кого «просто» бьют, и в той же мере подвержены посттравматическому стрессу и суицидальным попыткам, что и жертвы истязаний и изнасилований.
В 2012 году Американская педиатрическая академия назвала психологическое насилие самой актуальной и самой распространенной формой дурного обращения с детьми. «Службам по защите детей сложно распознавать и подтверждать эмоциональное подавление и моральное насилие над детьми, потому что оно не оставляет физических следов. Кроме того, в отличие от насилия физического или сексуального, психологическое насилие не рассматривается обществом как абсолютное табу. Для того чтобы помочь людям понять, какой вред детям и подросткам причиняет психологическое насилие, требуются информационные просветительские кампании», – заявляет Спинаццола.
Психология ребенка
Видео (кликните для воспроизведения). |
- Развитие ребенка
- Статьи
- Психология ребенка
- Моральное издевательство над ребенком
Видео (кликните для воспроизведения). |
Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.
В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.
Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.
Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.
Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:
Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.
Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.
Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.
В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.
Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина
Психологическое насилие: что это и как бороться
Психологическое насилие обсуждается крайне редко, а между тем, психологи уверяют, что для психики жертвы оно даже опаснее физического. Если физическое насилие калечит тело, то психологическое – душу и саму личность жертвы.
Для начала стоит разобраться, что из себя представляет психологическое насилие.
Психологическое (моральное, эмоциональное) насилие – способ нефизического давления на психику человека. Обычно такое давление осуществляется на четырех уровнях:
• Контроль поведения (тиран контролирует круг общения жертвы и ее действия, заставляет отчитываться за опоздания, может устроить допрос в духе – где была, с кем и почему так долго)
• Контроль мышления (жертве навязываются установки тирана)
• Информационный контроль (тиран контролирует, какие книги читает жертва, какую слушает музыку, какие смотрит фильмы и телепередачи).
Как же это проявляется на практике?
Распознать психологического тирана бывает непросто. Первым признаком становится то, что с самого начала отношения очень эмоциональные. Они быстро перерастают в серьезные. Вам расскажут о безумной любви, о том, что только вы способны сделать его счастливым…
Проблемы начинаются чуть позже – партнер-тиран начинает критически высказываться о ваших действиях, друзьях, работе. Часто он настаивает на том, чтобы вы ушли с работы, мол, его средств достаточно, чтобы вас содержать…
Осторожнее!
На самом деле под видом любви и заботы вы получите тотальный контроль – тиран стремится контролировать ваш круг общения, ваши действия, даже мысли. Средства не столь важны – это может быть ядовитое высмеивание или напротив – демонстрация столь искреннего огорчения, что вы сами начинаете ощущать себя виноватой в том, что расстроили этого прекрасного человека…
Результатом постоянного давления становится отказ от собственных установок и принятие установок партнера. Психологический тиран разрушает личность жертвы, ломает ее установки, занижает самооценку. Жертва все чаще ощущает себя никчемной, глупой, несамостоятельной, эгоистичной – нужное вписать. Она все больше зависит от тирана. А тот, в свою очередь, старательно взращивает в ней убеждение, что если бы не он – она бы никому больше не была нужна.
Тиран может вести себя подчеркнуто жертвенно. Но эта позиция ничего общего не имеет с настоящим принятием и жертвой. Это – некая эмоциональная кабала в духе «Я отдам тебе все – но ты всегда будешь мне должен».
Отличить психологическую тиранию от настоящей заботы бывает непросто. Ориентируйтесь на свои ощущения. Если вас преследует чувство вины перед партнером, но при этом вы четко не можете понять, за что именно чувствуете себя виноватой – это верный признак того, что вы подвергаетесь психологическому насилию.
Чем опасно эмоциональное насилие
Опасность психологического насилия в том, что при взгляде со стороны ничего особенного не происходит. В какой паре не бывает ссор? Попытки пожаловаться на отношения редко встречают понимание близких – со стороны тираны всегда кажутся милейшими людьми, а жертва сама не может четко объяснить, почему ощущает дискомфорт. «С жиру бесишься» – слышит она. C другой же стороны жертва обрабатывается тираном, который говорит ей, что все в порядке, у них прекрасные отношения – а плохо ей только потому, что она сама эгоистична, или не умеет быть счастливой, или не знает, как это должно быть…
Естественно, жертва начинает думать, что с ней что-то не так. Ведь все вокруг твердят, что ее партнер – прекрасный человек и очень ее любит, а она, неблагодарная, чем-то недовольна… Жертва перестает доверять своим ощущениям, у нее пропадает критическое отношение к ситуации – она оказывается в полной эмоциональной зависимости от тирана. А в его интересах – продолжать ей внушать чувство вины и ощущение собственной неполноценности, чтобы и дальше сохранять контроль.
Что делать, если ваш партнер – психологический тиран?
Не пытайтесь убедить себя, что все в порядке – что вы сами виноваты, что на самом деле он заботится о вас. Как только вы поняли, что рядом с вами – тиран, нужно уходить. Чем дольше вы пробудете в таких отношениях, тем более разрушительному воздействию подвергнется ваша психика.
К сожалению, осознание обычно приходит довольно поздно – границы личности жертвы окончательно размыты, у нее недостаточно сил, чтобы дать отпор, она не верит в себя и уверена, что заслужила такое отношение. Поэтому вначале нужно понять, что проблема – не в вас, а в том, кто самоутверждается за ваш счет, навязывая вам ложное чувство вины и комплексы.
Следующий шаг – найти поддержку. Того, кто поддержит ваше решение уйти от тирана, того, кто сможет напомнить вам о причинах вашего решения, если вы вдруг дрогнете. Иначе вам будет тяжело выдержать давление окружения и самого тирана.
И наконец – попробуйте вспомнить, как вы жили без него. Во что тогда верили, о чем думали, с кем дружили, чем увлекались. Были ли вы счастливее тогда? Если да – вперед, к переменам!
Очень важно хотя бы на первое время после ухода максимально оградить себя от общения с бывшим партнером – необходимо набраться сил и вспомнить, кто вы на самом деле, вне отношений с тираном. Эта необходимость связана с тем, что тиран всегда предпринимает попытки вернуть жертву.
Только вернувшись, наконец, к своей личности, вы сможете трезво оценивать попытки давления и манипуляции вашими чувствами, отделить собственные установки от навязанных тираном.
Помните: основной критерий правильности происходящего с вами – ощущение счастья. Если этого ощущения нет – значит, что-то идет не так. Доверяйте себе, не игнорируйте свои ощущения, цените себя – вы заслуживаете счастья точно так же, как и любой другой человек.
Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога
Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.
Причины насилия
Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.
В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:
- низкий уровень дохода, бедность;
- потеря работы, безработица или временные подработки;
- юный и молодой возраст родителей;
- низкий социальный статус родителей;
- неполная или многодетная семья;
- недостаток социальной и государственной поддержки;
- усыновление детей, появление отчима или мачехи;
- конфликтные отношения между супругами, непонимание;
- воспитание родителей в условиях насилия;
- изоляция семьи.
Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.
Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:
- ригидность;
- низкая самооценка;
- раздражительность;
- низкая способность к саморегуляции;
- импульсивность;
- низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
- низкая стрессоустойчивость;
- подозрительность;
- замкнутость;
- непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
- неадекватные, завышенные требования к окружающим;
- низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.
Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.
Последствия насилия
Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.
Предварительный просмотр:
Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- задержка психического развития;
- трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- избыточная потребность во внимании;
- депрессия, попытки суицида;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиации в поведении;
- нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию
- дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
- дети раннего возраста;
- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
- дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
- дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
- родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
- в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
- Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
- Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
- Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
- Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
Как пережить насилие
Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.
Насилие в детстве
Став взрослыми, такие дети:
- не способны решать жизненные трудности;
- не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
- страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
- отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.
Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:
- хаотичность и дезорганизованность семьи;
- жестокость и насилие;
- неспособность заботиться о себе и о других;
- проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
- трудности и барьеры в общении;
- саморазрушающее поведение.
Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.
Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:
- чувство вины за произошедшее насилие;
- повышенное возбуждение;
- постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
- неосознаваемая противоречивость;
- страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
- беспокойство о будущем;
- потребность во внимании;
- неспособность радоваться, получать удовольствие.
Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.
У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.
Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.
Насилие во взрослой жизни
Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:
- снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
- чувство вины и стыда;
- искаженный образ «Я»;
- патологический страх, ощущение опасности;
- синдром выученной беспомощности;
- неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
- стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
- склонность к зависимым и созависимым отношениям;
- подавление и обесценивание чувств жертвы;
- недоверие к людям;
- упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
- эмоциональная заторможенность, «онемение»;
- отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).
Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».
Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.
Кроме того, реабилитация предполагает следующее:
- Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
- Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.
На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.
Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.
Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.
Источники
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/02/11/kak-vyyavit-emotsionalnoe-psihologicheskoe-nasilie
- http://www.kkm.lv/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=129
- http://www.psychologies.ru/roditeli/children/psihologicheskoe-nasilie-kalechit-detey/
- http://childdevelop.ru/articles/psychology/353/
- http://snob.ru/entry/180700/
- http://domashniy.ru/semya_i_dety/psihologicheskoe_nasilie_chto_eto_i_kak_borotsya/
- http://psychologist.tips/4472-kak-preodolet-i-perezhit-nasilie-nad-soboj-v-seme-v-detstve-ili-vzroslosti-pomoshh-psihologa.html
Работаю юристом в частной компании.
Стаж: 12 лет.
Специализация: Гражданское право