Как называется насилие над детьми

Предлагаем статью на тему: "Как называется насилие над детьми" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Как называется насилие над детьми

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей[4].

Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.

Виды насилия над детьми:

Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм ребенка: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье над ребенком имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской или женской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Физическое насилие в отношении детей происходит в устойчивых супружеских парах, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Дети, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение, и готовность к многократному прощению обидчика, так как ими являются их родители. Это терпение связано с чувством страха, любовь к родителям.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

— высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.

Терроризирование угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

— помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

— оставление его в опасной ситуации;

— нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;

— угроза совершения насилия над самим ребёнком;

— угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;

— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Игнорирование отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

— нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

— взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

— отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Особенности поведения младшего школьника, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание. Заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Сексуальное насилие — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Экономическое насилие — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п[5].

Пренебрежение основными нуждами ребёнка — нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

— оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;

— лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Насилие над детьми — что это такое

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Читайте так же:  Развод с детьми без имущественных споров

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Суть и статистика

Насилию могут быть подвергнуты дети разных возрастов в семьях разного материального и социального положения. Существуют статистические исследования, по которым можно определить, какие группы детей находятся в большей зоне риска:

  • в 50 % случаев родители, подвергающие своих детей насилию, сами в детстве были его жертвами;
  • чаще всего подвергаются насилию дети в возрасте до 3 лет;
  • очень часто жертвами становятся приемные дети;
  • в зоне риска дети с психическими или физическими отклонениями.

В 77 % случаев агрессорами являются родители детей, в 11 % — другие близкие родственники, и в 2 % — чужие люди (няни, приемные родители).

Согласно мнению ученых, хотя и не существует точных данных относительно того, сколько людей подвергались насилию в детстве, однако каждый ребенок хоть раз в жизни познал насильственные действия или унижения. В России внутрисемейному насилию подвергаются около 49 % детей. Около 10 % жертв домашнего насилия погибает. В целом, на сто таких случаев приходится один или два летальных исхода.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Похожие

– Как необходимо работать с детьми, которые пережили насилие?

Каждому ребенку, пережившему любой вид насилия, нужно предоставить медицинскую, социальную, психологическую и юридическую помощь – ведь последствия насилия могут стать необратимыми. Тут важен комплексный подход и вовлечение нескольких профессионалов: социального работника, психолога и юристов. При этом нужно помнить о родных и близких, которым также нужна поддержка, чтобы они понимали последствия травм и могли помочь своему ребенку справиться с ними.

К сожалению, на сегодня в стране не хватает центров и обученных специалистов, которые могут оказать подобные услуги. В Актау, при поддержке акимата области и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), местное общественная организация «Мейрим» реагирует на случаи насилия в отношении детей. Специалисты центра работают с жертвами и свидетелями насилия, а также с их семьями. Важно, чтобы такие услуги были доступны повсеместно.

– Сообщают, что большинство случаев насилия над детьми случаются внутри семьи – это ближайшие родственники или знакомые. Почему так происходит?

Зачастую у насилия «знакомое лицо» – это родители, опекуны, соседи, знакомые, родственники, то есть те люди, которых ребенок знает и кому доверяет.

Такова ситуация во всем мире и Казахстан не исключение. Часто взрослые не знают, что такое насилие и каковы последствия для ребенка. Мы провели исследование о том, как люди относятся к насилию у нас в стране, и очень много людей – больше 50 процентов – не считают шлепок или подзатыльник насилием. Хотя это мешает развиваться ребенку и унижает человеческое достоинство. Основа развития и процветания любого общества – это развитие детей, возможность каждого ребенка достичь своего потенциала. К сожалению, даже такие, так называемые легкие формы насилия, не позволяют ребенку развиваться полноценно. Если ребенка бьют и унижают, то вероятность того, что он тоже будет применять насилие, вырастает. Поэтому насилие принимает цикличный характер и оно передается из поколения в поколение. Это подтверждено нашим исследованием в Казахстане, а также глобальными исследованиями ЮНИСЕФ во всем мире.

Как можно обезопасить ребенка от этого, если ты родитель?

Нужно уметь установить доверительные отношения, чтобы ребенок мог открыто сообщать о случаях неуместного поведения со стороны взрослых. Взрослым же нужно помнить, что молчание неприемлемо. Если вы стали свидетелем насилия над ребенком и ничего не делаете, то этим вы показываете ребенку, что насилие – нормальное явление. Это касается и бытового и сексуального насилия. Каждый человек играет определенную роль в прекращении насилия над детьми. Нужно положить конец табу и начать открыто обсуждать эти вещи, включая сексуальное насилие.

В этом году мы запустили коммуникационную кампанию по профилактике насилия в отношении детей. Мы работаем над повышением осведомлённости населения о негативных последствиях насилия в отношении детей. В начале работы нам важно было донести до людей, каковы последствия любых форм насилия для ребенка, чтобы каждый понимал, что насилие имеет множество форм и что угрозы, шлепок и «шапалак» – тоже из этой категории. Сейчас мы постепенно переходим к обсуждению позитивных примеров воспитания, то есть примеров позитивного родительства.

Читайте так же:  Отказ от новорожденного ребенка в роддоме

– Куда могут обратиться люди в Казахстане, которые переживают или пережили сексуальное насилие в детском возрасте?

В Казахстане работают горячие линии 111 и 150, куда могут обратиться как дети, так и взрослые. Звонки бесплатны и анонимны. Важно своевременно обращаться в уполномоченные органы, чтобы могло быть возбуждено уголовное дело и все факты, имеющие важность для дела, были зафиксированы. Не менее важно иметь доступ к своевременной психологической реабилитации.

– Какова статистика по детскому насилию в Казахстане?

Важно отметить, что насилие в отношении детей – это проблема глобального характера. По имеющимся данным, 1 миллиард несовершеннолетних по всему миру, а это половина всех детей от 2 до 17 лет, за прошлый год подвергались эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.

Согласно нашим исследованиям, более 75% взрослых в Казахстане поддерживают насильственные формы дисциплинирования детей. 47% детей подвергаются психологической агрессии, 26 – физическому наказанию, а 1 – суровому физическому наказанию. Если в обществе насилие считается «нормальным явлением», то оно по-прежнему причиняет вред ребенку и его последствия могут проявляться всю жизнь. Дети, которые сталкиваются с насилием, могут не иметь видимых признаков насилия, но они могут потерять сон, чувствовать себя плохо или отказаться от социальной активности. Исследования показывают, что дети, пережившие насилие, чаще имеют проблемы со здоровьем в течение всей жизни по сравнению с детьми, которые не были подвержены насилию. Такие дети более подвержены риску возникновения рака, диабета, сердечно-сосудистых заболевания, злоупотреблению запрещенными веществами, депрессии и т. д.

Законодательство Казахстана пока не в полной мере запрещает телесное наказание детей. В мире ситуация меняется. К 2016 году, более 50 стран запретили жесткие формы наказания детей на уровне закона, и еще 50 стран взяли обязательство ввести такой закон. Запретив телесное наказание, государство дает понять, что насилие в отношении детей неприемлемо.

Пример Швеции показывает действенность этих мер. В 1979 г. Швеция на законодательном уровне запретила все формы физического наказания ребенка родителем или воспитателем. Запрет был направлен на то, чтобы изменить социальную норму и сделать физическое наказание неприемлемым. Данный закон, наряду с проведением программы по повышению осведомленности, привел к снижению насилия в отношении детей со стороны родителей. Например, в 1950 году практически все дети в возрасте до 4 лет подвергались ударам со стороны родителя, а к 1980 году таких детей осталось 14%.

– Сексуальное насилие – очень табуированная тема для страны, но случаи, о которых мы узнаем, умножаются. Как можно разговаривать с детьми об этом и помочь защитить им себя? Кто должен работать с детьми?

Данный вопрос носит очень чувствительный характер как для ребенка, так для окружения и государства. В рамках нашего исследования лишь 46% опрошенных взрослых ответили, что сотрудники в сфере образования – персонал детского сада и школы – должны вмешиваться и помогать детям, которые подвергаются сексуальному насилию, а 81 считает, что в таких случаях должны вмешиваться и помогать неформальные сети – родители, родственники и соседи.


В целом как специалисты, работающие с детьми, так и неформальное окружение может быть привлечено для оказания помощи пострадавшим детям. Но первостепенную роль защиты прав и интересов ребенка играет государство, и по таким сложным вопросам должны работать только обученные специалисты с соблюдением принципов конфиденциальности, верховенства закона и наилучших интересов ребенка.

Важно учить детей о случаях неуместного поведения в отношении них. Как мы говорили ранее, для этого надо, чтобы ребенок доверял родителю, которому может сообщить. Поведение ребенка, ставшего жертвой насилия, зависит от многих факторов. Личностных особенностей, возраста, уровня доверия к родителям, учителям, социального уклада в обществе и имеющейся инфраструктуры. Например, согласно мировой статистике только 1% детей, переживших сексуальное насилие, сообщают об этом взрослым. Многие молчат, потому что насилие совершается близкими людьми или они боятся наказания.

Часто дети считают себя виноватыми в насильственных действиях, совершенных по отношению к ним.

Информировать детей о возможных рисках в первую очередь должны родители. Воспитывая детей, важно учить их уважительному и ненасильственному общению. Немаловажную роль в повышении осведомленности детей играет детский сад и школа, ведь там дети проводят большую часть времени. Поэтому в каждом образовательном учреждении должен быть доверенный специалист, к кому ребенок может обратиться в случае насилия. Все специалисты, работающие с детьми, должны быть обучены тому, как определять признаки насилия, ведь часто дети скрывают, что пережили насилие. ЮНИСЕФ совместно с уполномоченными органами открыл программу предупреждения насилия в школах. В пилотных школах были созданы команды школьной безопасности, которые способствовали тому, чтобы дети понимали сущность насилия, учились этичному поведению в школе и могли обратиться к ним в случае насилия. Уровень обращения к таким командам рос по мере реализации программы, что говорит о том, что потребность в таких программах существует.

Почему дети становятся основной целью сексуального насилия?

Сам по себе возраст детей и их статус ребенка является фактором риска для любой формы насилия. Дети могут стать жертвой сексуального насилия вследствие того, что они доверчивы, не информированы и не могут защитить себя.

Важные шаги для предупреждения насилия в отношении детей:

Для предупреждения всех форм насилия нужен комплексный подход. Он описан в недавно опубликованном руководстве ВОЗ, ЮНИСЕФ и других партнеров INSPIRE – 7 стратегий по ликвидации насилия в отношении детей.

• В первую очередь необходимо работать на профилактику. Необходимо изменить наше сознание и сделать насилие неприемлемым способом воспитания и общения. Для этого нужно вести разъяснительную работу в обществе.

• Важно, чтобы законодательство полностью запретило насилие над детьми. Важно, чтобы нормы и законы разъяснялись родителям и были обеспечены механизмы реализации.

• Важно учить родителей ненасильственным формам воспитания детей, альтернативам насилию. Создавать и вести программы для родителей. Есть примеры таких программ, например, позитивное родительство.

Видео (кликните для воспроизведения).

• Очень хорошие результаты в Казахстане показала программа посещения детей на дому патронажными медицинскими сестрами, которые информируют родителей об уходе за детьми и принимают меры, если видят, что ребенок подвергается насилию в семье.

• Создание безопасной и благоприятной школьной среды играет немаловажную роль.

• Обучение детей социальным и жизненным навыкам.

• Четко закрепленные ведомственные функции по реагированию на насилие.

Детальное описание обязанностей в должностных инструкциях учителей, социальных работников, сотрудников здравоохранения и полиции. И обучение тому, как выявлять насилие и куда направлять выявленные случаи.

• Межведомственное взаимодействие при профилактике, реагировании, чтобы все вовлеченные стороны действовали исходя из наилучших интересов детей.

• Повышение доходов и улучшение экономического положения населения.

НЕОЧЕВИДНЫЕ формы насилия над ребенком

Семьи, которые уважительно относятся к ценностям и вкусам ребенка, способствуют формированию свободы, осмысленности, ценности жизни, креативности, критичности, личной ответственности.

Когда говорят о насилии при обращении с ребенком, чаще всего речь идет о жестоких формах обращения: физических наказаниях, сексуальных злоупотреблениях, психологических издевательствах. Многие родители считают, что отсутствие в их отношении к ребенку вышеперечисленных актов отводит их в зону родителей, не использующих насилие. Однако, не все так однозначно, существуют более «мягкие», но вместе с тем также травматичные для психики ребенка насильственные действия.

Читайте так же:  Условия ограничения родительских прав

Нарушение развития

В семьях, где процветает насилие по отношению к ребенку, замечено отставание в его физическом и нервно-психическом развитии. Отмечено, что негативное отношение к малышу способно влиять на него еще на стадии внутриутробного развития. Нежеланные дети часто рождаются раньше срока, имеют врожденные проблемы со здоровьем, развиваются медленнее своих сверстников.

Подверженные насилию дети отстают от сверстников в весе и росте, они хуже учатся. У таких людей зачастую больной помятый вид: бледная кожа, круги под глазами, непричесанные волосы, мятая одежда. Это замкнутые дети, которые могут иметь плохие привычки. Они сложно социализируются в обществе, не ладят со сверстниками, всех сторонятся.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над детьми в семье – это любой вид взаимодействия с ребенком, при котором происходит:

  1. Сексуальная стимуляции половых органов ребенка или взрослого с помощью ребенка.
  2. Демонстрация ребенку половых органов.
  3. Подглядывание за ребенком.
  4. Растление и изнасилование ребенка.
  5. Эксплуатация с целью проституции или съемки порнографии.

Сексуальное насилие очень серьезно травмирует психику ребенка. У жертв подобных действий падает успеваемость, они становятся замкнутыми, у детей случаются беспричинные истерики. Пережитый в детстве стресс влияет на всю дальнейшую жизнь. Жертвы насилия живут меньше остальных людей, они больше подвержены психическим и физическим болезням, у них есть проблемы с социализацией.

Методы борьбы

Проблема насилия над детьми в семье распространяется на все социальные слои общества. Зачастую предотвратить и защитить ребенка могут только окружающие неравнодушные люди. При обнаружении признаков подобных действий по отношению к ребенку необходимо связаться с социальными службами, которые возьмут семью под свой контроль.

В такой ситуации зачастую родители, как и ребенок, нуждаются в психологической помощи. Семья ставится на учет, курируется социальной службой. В случае повторения насильственных действий ребенок изымается из семьи.

В случае причинения ребенку тяжелых травм родители должны быть лишены своих прав и, кроме того, обязаны нести уголовную ответственность за свои действия. Нормативный акт, по которому родители могут быть лишены своих родительских прав за насилие над детьми в семье – статья 69 Семейного кодекса РФ. За причинение вреда здоровью ребенка предусмотрено наказание в виде штрафа 40 тыс. рублей или исправительных работ до 6 месяцев. За истязание ребенка предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

Болезни

Одним из последствий насилия над детьми в семье могут быть разные травмы: переломы, ушибы, повреждения внутренних органов, ожоги. В результате ребенок может стать инвалидом или лишиться жизни.

К последствиям сексуального насилия относятся повреждения половых органов, болезни, передающиеся половым путем (СПИД, гонорея, сифилис, различные инфекции).

Перечисленные формы насилия часто сопровождаются эмоциональным и психологическим давлением, что может стать причиной проблем с психикой и нервной системой. У таких детей наблюдаются нервные тики, заикание.

Ослабленный постоянными стрессами организм восприимчив к разным инфекционным и бактериальным заболеваниям. Дети, подвергнувшиеся насилию, часто болеют аллергией, недержанием мочи и кала, дыхательными патологиями. Во взрослом возрасте они чаще болеют раком.

Неочевидное насилие над ребенком

К таковым, например, относится насилие над телесностью ребенка, что выражается во фрустрации базовых потребностей в комфорте или пище; насильное кормление, неудобная поза, грубые действия во время гигиенического ухода за ребенком, некомфортная одежда.

При таких обстоятельствах возникают сложности в установлении прочности телесных границ, которые формируются при ненасильственном взаимодействии с телесностью ребенка, что становится одним из важнейших элементов его самоидентификации.

В истории детства моих клиентов, которые считают свою внешность недостойной или даже постыдной, присутствовали частые эпизоды фрустрации их базовых телесных потребностей. Их действия по самоизменению (или настойчивое желание радикальных изменений внешности) сигнализируют о кризисе телесной неподтвержденности.

В детстве действия принудительного кормления широко распространены («Пока все не съешь, никуда не пойдешь»), по своим психологическим последствиям такие действия, если не равноценны, то очень близки к сексуальному злоупотреблению.

К неочевидным формам насильственных действий со стороны родителей также относится фрустрация потребности ребенка в своей территории. Например, у ребенка отсутствует своя комната или хотя бы «угол», закрепленный за ребенком; ребенка часто сгоняют с понравившегося ему места, постоянно указывают, где ему следует стоять, сидеть, лежать и находиться.

Такое поведение со стороны родителей приводит к таким негативным последствиям как: невозможность обозначения своей социальной идентичности, зыбкость психологических границ, повышенная тревожность, низкие самооценка и уровень притязаний.

Следующая форма неочевидного насилия проявляется в пренебрежительном отношении родителей к личным вещам ребенка, в вольном обращении с «любимыми» и «лелеяными» ним вещами, которые являются средствами самоподтверждения ребенка и знаками его формирующейся идентичности.

Взрослея, ребенок стремится завести свои собственные социальные связи, вмешательство родителей в эту сферу жизни своего ребенка также не редкость. Родители требуют прекратить общение с кем-то из сверстников, указывают ребенку, с кем следует, а с кем не следует дружить.

Может иметь место насильственное внедрение, когда ребенок вынужденно общается с теми, кого он не выбирал. Такие действия со стороны родителей могут приводить к появлению ощущения, что все вокруг – чужие, не-свои, деперсонализации, собственной неуместности в социальных обстоятельствах жизни. Неспособность защитить свои привязанности нередко оценивается как предательство.

Насилием в отношении ребенка, является также депривация его ценностей и вкусов, игнорирование его пристрастий. Невозможность защитить свои вкусы и ценности приводит к некритичности по отношению к мировоззрению других людей, неспособности выстраивать границы перед идеологическим вторжением.

Семьи, которые уважительно относятся к ценностям и вкусам ребенка, способствуют формированию свободы, осмысленности, ценности жизни, креативности, критичности, личной ответственности.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

Читайте так же:  Как происходит отказ от ребенка в роддоме

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Домашнее насилие над детьми в семье

Одной из главнейших проблем нашего времени является насилие над детьми в семье. Подвергнувшийся издевательствам и побоям ребенок имеет огромное количество психологических проблем, с трудом адаптируется в социуме и часто перенимает поведение родителей уже в отношении своих собственных детей.

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.
Читайте так же:  Досрочный материнский капитал

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Причины

Стоит отметить, что с древности у людей сложился утилитарный подход к детям. Ребенок раньше считался лишь придатком к взрослым, родители могли распоряжаться малышом как им угодно, воспитывать, как считали нужным. В древней Спарте так и вовсе больных и некрасивых детей убивали. Жестокие наказания часто применялись и на Руси. Считалось, что нет ничего зазорного в том, чтобы воспитывать ребенка с помощью физических наказаний. Многие люди переняли данную линию поведения и в наше время.

Выделим наиболее частые причины домашнего насилия над детьми:

  1. Стереотипы о воспитании детей, которые сложились исторически. Особо подобная проблема прослеживается в сельской местности, где насильственные методы воспитания детей переходят из поколения в поколение и считаются абсолютно нормальными.
  2. Ребенок разочаровал ожидания родителей, не оправдал возложенные на него надежды. Часто родители «во благо» пытаются сделать так, чтобы ребенок всесторонне развивался, а для того записывают его на всевозможные кружки и тренинги. Если ребенок не выдерживает подобных нагрузок, он способен вызвать агрессию у своих родителей. К тому же подобные методы воспитания часто становятся главной причиной морального и эмоционального насилия, когда ребенка заставляют заниматься тем, что ему не нравится.
  3. Низкий уровень культуры населения.
  4. Психологические отклонения родителей, алкоголизм и наркомания.
  5. Нежелательная беременность.
  6. Плохое поведение самого ребенка, попытки привлечь внимание неправильными поступками и провоцированием родителей на агрессию.
  7. Негативный опыт родителей, которых самих подвергали насилию в детстве.
  8. Экономические и социальные перемены в обществе. Собственную тревогу, негодование, неудовлетворенность взрослые склонны скидывать на тех, кто слабее их.

Можно выделить следующие виды насилия над детьми в семье: физическое, сексуальное и эмоциональное, суть которых мы рассмотрим ниже.

Проблемы с социализацией

Пережившие насилие дети испытывают огромные трудности в социальной адаптации, им тяжело находить общий язык со сверстниками. Часто имеют проблемы с алкоголем и наркотиками, с помощью которых они находят успокоение. Девочки склонны к занятию проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация.

Таким детям тяжело создавать собственные семьи. Часто они переносят пережитое на собственных детей, становясь агрессорами. Потому цикл насилия в семье продолжается из поколения в поколение.

Психические особенности пострадавших детей

Дети, пережившие насилие в семье, имеют серьезные психологические травмы, которые становятся результатом личностных и поведенческих особенностей человека. Они подвержены немотивированным вспышкам гнева, переносят собственную агрессию на младших и на животных. Другие дети, наоборот, могут быть чрезмерно замкнуты и пассивны, что вызывает проблемы в общении со сверстниками. Некоторые могут пытаться привлечь к себе внимание вызывающим поведением или попытками суицида.

Пострадавшие от сексуального насилия дети могут иметь познания, несвойственные их возрасту, странно вести себя со сверстниками. С возрастом сами могут стать агрессорами по отношению к другим людям в сексуальном плане.

Подвержены депрессиям. Часто имеют низкую самооценку, из-за чего в будущем им тяжело добиться успехов.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — это воздействие, которое держит ребенка в напряженном эмоциональном состоянии, что может вызвать проблемы с психическим здоровьем.

К эмоциональному и психологическому насилию над детьми в семье относятся:

  • унижения и оскорбления;
  • изоляция ребенка от общества;
  • равнодушие и отстраненность;
  • запугивание и угрозы;
  • принуждение ребенка к аморальным действиям;
  • завышенные требования, с которыми ребенок не способен справиться.

Постоянные конфликты в семье между родителями могут стать причиной торможения развития ребенка.

Дабы избежать эмоционального и психологического насилия, общение с ребенком должно складываться на принципах взаимного уважения, терпимости к детским неудачам, отсутствия равнодушия при общении с ребенком.

Физическое насилие

Насилие – это действие лица или группы лиц, которое может причинить вред психическому, физическому и половому здоровью другого человека. Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм его родителями или другими взрослыми, которые могут стать причиной проблем со здоровьем, развитием или могут лишить ребенка жизни.

К физическому насилию над детьми в семье относятся: избиение, пытки, удушение, истязание, нанесение ожогов раскаленными предметами или жидкостями. Также сюда относится способствование употреблению ребенком алкоголя, отравляющих веществ, наркотиков.

Жестокие методы наказания – шлепки, удары ремнем, подзатыльники — также являются элементами физического насилия.

Физическое насилие над ребенком в семье широко распространено в связи с исторически сложившимися традициями воспитания детей. При воспитании ребенка необходимо помнить, что подобные методы несут только вред психологическому и физическому состоянию ребенка.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

7 вопросов о насилии над детьми: Выявление, статистика и возможность обезопасить своего ребенка

Совместно с ЮНИСЕФ постарались ответить на важные вопросы, касающиеся сексуального, физического и эмоционального насилия в отношении детей.

Профилактика

Перечислим основные способы профилактики насилия над детьми в семье:

  • информирование населения относительно правильного воспитания детей, об административной и уголовной ответственности, которую родители могут нести за причинение вреда ребенку;
  • оперативное реагирование на поступающую информацию о семейном насилии;
  • психологическая помощь детям, подвергшимся насилию, с целью коррекции их дальнейшего поведения;
  • реабилитационные центры для проблемных семей;
  • своевременно оказанная помощь жертвам подобных действий.

Важно внимательно относиться к окружающим людям. Жертвы насилия зачастую нуждаются в психологической поддержке окружающих. Дети наиболее беспомощны перед взрослыми, потому при первых подозрениях о домашнем насилии над ребенком необходимо срочно принимать меры, а именно обращаться в государственные органы. Равнодушие окружающих может стоить ребенку не только здоровья, но и жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, дети – самые уязвимые члены общества, а потому нуждаются в особой защите и заботе. Насилие над детьми в семье – один из самых травмирующих факторов, который влечет за собой проблемы с физическим и психическим здоровьем, а также с социальной адаптацией ребенка. Очень важно вовремя фиксировать факты издевательств над ребенком и предотвращать их, используя социальные, административные и уголовные инструменты.

Источники

Как называется насилие над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here