Международная защита прав детей кратко

Предлагаем статью на тему: "Международная защита прав детей кратко" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2020 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Международные акты о защите прав ребенка

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.


Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

В Принятой ООН Конвенции «О правах ребенка» (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

§2. Механизм защиты прав ребенка в России

Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей.

В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.

Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.

Читайте так же:  Как оформить опеку над недееспособным пожилым человеком

Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

студент, кафедра конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института (филиала) К(П)ФУ, г. Набережные Челны

канд. ист. наук, доцент кафедры конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института (филиала) К(П)ФУ, г. Набережные Челны

Вопрос международная защита прав детей актуальна, так как затрагивает всех людей. Ведь каждый человек был ребёнком, который нуждался в защите и от родителей и от государства и от общества. На всей стадии развития ребёнка со всех сторон влияют на его физиологическое и психологическое состояние. Государство и общество, семья могут повлиять и с положительной стороны и отрицательной. Положительной является воспитание, поощрение, дарить любовь от родителей и общества, давать образование и развивать способности к науке, спорту, творчеству благодаря государству, родителям, защищается права предоставляет льготы законодательством и т.д. Отрицательное является то, что ребёнок видит и чувствует давление, например родители не могут обеспечить его материально из-за мало оплачиваемого труда и повышение цен на продукты и иные вещи, ЖКХ услуги, платность на получение образования, не получил должного внимания, воспитания от такого давления ребёнок начинает переходить черту правомерности. Он находит разные способы и методы получить то, что не мог получить ранее быстро, легко либо же долгим упорным трудом.

Чтобы ребёнок не мог выйти за рамки разумного, государство за всё своё время существования и на разных этапах развития испробовало разные пути решения этого вопроса. Защита прав детей в национальной системе права является комплексным и проявляет заботу разными отраслями права: конституционного, гражданского, административного, уголовного, международного, трудового, семейного [3, c. 6]. Множество нормативно-правовое актов было принято изменено и дополнено:

В Конституции Российской Федерации согласно пунктами 1, 2 статье 38

1. Материнство и детство, семья находятся;

2. Родители (законные представители) должны равным образом заботиться и воспитывать.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации сказано, признанные всеми принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации представляет собой неотъемлемым элементом в данной правовой системы. Если международным договором Российской Федерации выявляются иные правила, предположение данным законом, осуществляются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить;

Международная Конференция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.;

Женевская декларация прав ребёнка 1924 г.;

Конвенция о рабстве 1926 г.;

Декларацию прав ребенка 1959 г.;

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;

Международные нормы об охране труда детей содержащиеся в Международном организации труда 1973 г.;

Международное соглашение, связанное с рабством и работорговлей детьми, а также посвященное борьбе с торговлей женщинами и детьми с целью проституцией. Принятый 1953 г.;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Данные документы детерминируют политические взгляды и направления в области защиты прав детей. Следует выделить:

Так же стоит упомянуть о Протоколе № 2 к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г. В которой перечислены в статьях 2, 3: торговля детьми с целью сексуальной эксплуатацией, передача органов за вознаграждение, использование детского труда безвозмездно, склонение ребёнка к согласию на усыновление на неправомерных основах, использование ребёнка в целях детской проституции, использование ребёнка в порнографических целях и т.д. [1, c. 221].

С 1993 года в Российской Федерации было принято множество нормативных правовых актов, которые облегчили бы жизнедеятельность не только самих детей, но родителей. Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ охватывают все области жизни семьи.

Семейный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

В современное время государство во многих странах стараются сотрудничать с не правительственными организациями, для того чтобы помогать, закреплять права и свободы и наблюдать за состоянием будущего поколения. Способствовать содействию не только в своей стране, но и которые нуждаются в помощи воюющим государствам, находящимся в бедствующих и слаборазвитых странах [2, c. 80].

Читайте так же:  Как сообщить ребенку о разводе

Из всего выше сказанного следует сделать итог, хоть и внутреннее и внешнее законодательство осуществляют принятие нормативно-правовых актов по разным направлениям, стараясь затронуть все аспекты жизни ребёнка и защитить опираясь на гуманность, демократию. Но ни одно из нормативных актов принятых и на международном уровне и во внутреннем не являются эталоном, так как находятся на стадии развития и процветания.

Список литературы:

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА сборник научных статей по материалам международного круглого стола. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова; Редколлегия: А.А. Бочков (отв. ред.), Петров А.П., Ивашкевич Е.Ф., Шматков И.И., Янч В.В., Слепченко Е.В., Лиханова И.И., Сухарев А.А., Грабузова Е.В., Шеленговский П.Г., Стаценко В.Г., Гурщенков П.В., Николичев Д.Н.. 2015. С. 220-223.
  2. ГерасименкоЮ.В. Агеева А.В. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 3. С. 80-84.
  3. Cборник научных статей по итогам круглого стола «Защита прав ребёнка» Кривенький А.И. / 2016. 128 c.
  4. Юнусова О. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2012. № 2 (30). С. 211-217.

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

Органы попечительства и опеки

Видео (кликните для воспроизведения).

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.
Читайте так же:  В каких государствах нет ювенальной юстиции

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Читайте так же:  Бланк заявление на развод с детьми образец

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ ЗАШИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА

магистрант 1 курса, кафедра гражданско-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС,

Россия, г. Волгоград

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению принципов международно-правовой защиты прав ребёнка. В ней изложена краткая характеристика термина международно-правовой защиты, дано определение международно-правовой защиты прав ребёнка, более подробно рассмотрены специальные принципы, регулирующие правовое положение ребёнка.

Abstract. Article is devoted to consideration of the principles of international legal protection of the rights of the child. In it short characteristic of the term of international legal protection is stated, definition of international legal protection of the rights of the child is given, the special principles regulating a legal status of the child are in more detail considered.

Ключевые слова: международно-правовая защита, принципы и права ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, международное право.

Keywords: international legal protection, principles and rights of the child, Convention on the Rights of the Child, international law.

Институт международно-правовой защиты прав ребёнка, как совокупность правил, по регулированию сотрудничества различных государств и по защите прав детей был сформирован после Второй мировой войны в рамках Организации Объединённых Наций. Впоследствии окончания Второй мировой войны становление международной защиты прав ребёнка, двигалось по направлению формирования стандартов в области защиты прав детей и формирования органов за их соблюдением и контролем.

Базируется этот институт на отдельных положениях отрасли международного публичного права: международное право прав человека, и содержит в себе основные принципы прав человека и специальные принципы, которые регулируют правовое положение ребёнка, именно поэтому остановимся более подробно на них. Специальные принципы включают в себя: принцип наилучшего обеспечения интересов ребёнка, свободного выражения ребенком своих взглядов, соблюдения права ребёнка на выживание и здоровое развитие, принцип недопустимости дискриминации, а также принцип особой защиты и охраны детей.

В научной литературе понятие международно-правовой защиты имеет весьма широкое распространение, в его смысл вкладывают разное понимание, самых разных авторов. Например: по мнение А.П. Мовчан, международная защита – это сотрудничество государств по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод [1, с. 23]. Защита прав детей это своего рода составляющая защиты прав человека, соответственно именно поэтому к ней применяется большая часть ее положений.

Что, касается определения международно-правовой защиты прав ребёнка, на мой взгляд более удачное – это совокупность создаваемых международных органов и вместе с тем процедур, способствующих защите детей путём нормотворческой деятельности и реализации международных стандартов в области прав ребёнка, и контролирования за соблюдением прав государствами.

Теперь вернёмся к принципам защиты прав ребёнка, и разберём каждый из них детально.

Принцип недопустимости дискриминации нашел своё отражение в статье 2 части 1 Конвенции о правах ребёнка 1989 года [2, с. 2], в которой говорится о том, государства — участники должны обеспечивать и с уважением относиться ко всем правам, предусмотренным Конвенцией, за всеми детьми, которые находятся в пределах их юрисдикции, не нарушая правил недискриминации.

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предполагает, когда действия органов государства или иных лиц, нарушают или касаются интересов ребёнка, первостепенный интерес и должное внимание необходимо уделять соблюдению интересов ребенка [3, с. 399]. Данный принцип впервые нашел своё отражение в Декларации прав ребёнка 1959 года, статье 2, в которой говорится о том, что при издании в этих целях законов важным выступает наилучшее обеспечение интересов ребёнка [4, с. 1]. Касательно права ребенка на получение образования, принцип 7 данной Декларации отмечает, что обеспечение интересов ребенка должно быть основополагающим принципом для тех, кто несёт ответственность за его обучение и дальнейшее образование.

Должное внимание следует уделить также статье 3, Конвенции о правах ребёнка 1989 года, где говорится о том, что во многих действиях касательно детей, независимо от того, кем они инициируются: частными или государственными учреждениями, деятельность которых направлена на решение вопросов социального обеспечения, судами, административными органами, первостепенное внимание должно уделяться наилучшему и надёжному обеспечению интересов ребенка.

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что ребёнок может излагать свои собственные взгляды и наделяется правом высказать личное мнение в отношении ряда вопросов, которые касаются его жизни. Данный принцип нашёл своё отражение в Конвенции о правах ребёнка 1989 года, статье 12, где говорится о том, что государства обязаны обеспечивать детям, которые способны изложить свои собственные взгляды, право свободного выражения этих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка, кроме того взглядам ребенка должно уделяться внимание исходя из возраста и зрелости ребенка.

Принципы, изложенные выше были констатированы на Всемирной конференции по правам человека 1993 года, отметившей, что во многих действиях в отношении детей должное внимание необходимо уделять недискриминации и надежному обеспечению интересов ребенка.

Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие говорит о том, что государства должны обеспечивать ребенку основное право на жизнь, организовывать шаги по сохранению и продлению жизни ребенка и его полноценному развитию [5, с. 65]. Данный принцип, изначально нашёл своё отражение в Конвенции о правах ребёнка 1989 года, где в статье 6, сказано, что государствам необходимо обеспечивать в вероятной степени выживание и правильное, здоровое развитие ребенка. Данный принцип некоторые авторы предполагают рассматривать, как платформу социальных и экономических прав.

Что касается принципа особой защиты и охраны детей, то начал разрабатываться он ещё с довоенного времени, уже после Второй мировой войны найдя своё отражение во Всеобщей декларации прав человека, в статье 25, в которой говорится о том, что младенчество и материнство наделяют правом на особое попечение и помощь [6, с. 10], также принцип был зафиксирован в Международных пактах о правах человека 1966 года.

Читайте так же:  Заявление приставу о взыскании задолженности по алиментам

Делая вывод всего вышеизложенного, не могу не отметить, как верно высказывается М.Ю. Калинкина, «впервые за всё время существования, мировое сообщество признаёт ребенка не только объектом для защиты, но и субъектом прав человека» [7, с. 16]. Рассмотренные принципы, на мой взгляд, являются основой, на которой базируются нормы по защите прав детей. Вместе с тем принципы защиты прав ребенка исследованы с явными недостатками и нуждаются в некотором совершенствовании.

Основные международные и национальные акты о защите прав ребёнка

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа.

Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.

«Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11180 —

| 7530 — или читать все.

Источники

Международная защита прав детей кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here