Содержание
Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия»
Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов
Задачи собрания:
Подготовительная работа:
анкетирование учащихся «Насилие и дети» (см. Приложение).
Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия».
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.
Насилие
— это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
- со стороны мужа по отношению к жене;
- со стороны жены по отношению к мужу;
- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
- со стороны старших детей по отношению к младшим;
- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
- со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка
(моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
3. Экономическое
— это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
5. Физическое
— это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы
— внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция
— постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание
— избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное
(психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье
: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.
Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие — это проявление любви;
- что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.
Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.
Список использованных источников:
Презентация «Насилие в семье»
Презентация посвящена острой социальной проблеме современного общества.
Факторы риска для жестокого обращения с детьми.
Типы сексуального насилия в семье.
Дети в роли обидчиков.
Психологические факторы риска ребенка.
Как защитить ребенка?
Принципы реабилитации ребенка — жертвы насилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Насилие в семье
Факторы риска для жестокого обращения с детьми Психологические факторы риска для родителей Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители — тираны или хронически — агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стил подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.
А. Басс указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован , раздражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкультурные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью. По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.
Типы сексуального насилия в семье ОТЕЦ — ДОЧЬ. Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают — он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он — мужчина. Агрессивно — доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса. Жена доминирует — муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.
ОТЕЦ — СЫН Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом. Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации. Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.
МАТЬ — СЫН Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют: Социально-ролевой барьер — стереотипный сексуальный агрессор — это мужчина. Психологический барьер — материнский инстинкт глубже отцовского.
Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо -сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм . Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.
Дети в роли обидчиков Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков: Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.
Признаки обидчика: Дразнит, высмеивает, толкает; Физически сильнее, чем сверстники; Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими; Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный; Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим; Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.); Отставание от сверстников по количеству оконченных классов. Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые «группы риска». В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных «групп риска» организованной преступности.
Психологические факторы риска ребенка Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны. Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети — инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения .
Дети — жертвы , как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны , более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой. Итак, черты жертвы: Подвергается высмеиванию; Подвергается толчкам, пинкам; Попадает в драки, которых старается избежать; Его вещи отнимают или уничтожают; У него наблюдаются «необъяснимые» порезы и порванная одежда; Исключается из групп сверстников; Выбирается для игр последним; Держится вблизи от учителя.
Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия партнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, состоящий из трех фаз: Напряжение — отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.
Основная профилактика насилия: В супружеских отношениях — это установление правил не допускающих агрессивных форм решения конфликтных ситуаций. Если при знакомстве вы чувствуете, что партнер может быть грубым и вспыльчивым, если в его прошлом известны случаи, что он на кого-то поднимал руку — то это сигнал опасности, говорящий о том, что и в ваших отношениях этот человек может вести себя также. Если в каком-то из аспектов своей жизни человек проявляет определенное поведение, то это же поведение будет легко переносится и в другие аспекты жизни. В таком случае, вам предстоит решить для себя, сможете ли вы связать свое будущее с таким человеком.
Как защитить ребенка? В первую очередь, ваш ребенок должен знать о том, что не стоит вступать в разговоры и следовать за чужими людьми на улице. Нельзя также позволять чужим людям смотреть или дотрагиваться до интимных мест. Если ребенок жалуется на насмешки в саду или в школе со стороны сверстников, если его регулярно кто-то обижает, то родитель должен вмешаться в эту ситуацию и решить проблему, обсуждая ее с детьми, преподавателями и родителями обидчиков ребенка.
Принципы реабилитации ребенка — жертвы насилия Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь. Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения. Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка. Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии. Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.
Лечение должно соответствовать этапам развития. Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка. Главная цель терапии детей — жертв насилия — помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением.
Презентация на тему «Домашнее насилие»
Презентация на тему: «Домашнее насилие». Автор: Александра. Файл: «Домашнее насилие.ppt». Размер zip-архива: 426 КБ.
Домашнее насилие
№ | Слайд | Текст | ||||||
1 |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Возникновение случаев незначительного насилия
Фаза 2 Случаи активного насилия. Неконтролируемый выход напряжения, возникающий в 1 фазе
Власть и контроль
Власть и контроль
Фаза 3 Стадия раскаяния. Период относительного спокойствия, когда насильник сожалеет о содеянном
Фаза 3 Стадия раскаяния. Период относительного спокойствия, когда насильник сожалеет о содеянном
Домашнее насилие – не преступление, а просто скандал, семейное дело.
Домашнее насилие – это уголовное наказуемое преступление.
Причина домашнего насилия – это временная потеря мужчиной контроля над собой, часто в результате злоупотребления алкоголем.
Действительно. Большинство актов насилия совершается именно под воздействием алкоголя. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия.
Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.
Домашнее насилие не имеет социальных границ.
Если бы жена хотела, она могла бы уйти от мужа-обидчика.
Есть много причин, мешающих женщинам уйти от обидчика: стыдно рассказать посторонним о случившемся, страшно, что обидчик ещё больше рассвирепеет и станет бить ещё чаще, жилищные проблемы, экономическая зависимость, эмоциональная привязанность к мужу.
Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или «Я остаюсь только из-за детей».
Если вместо любви и понимания ребёнок дома сталкивается с агрессией и насилием, то это приводит к повышенной тревожности, утомляемости, психосоматическим расстройствам, нарушениям в психологической сфере.
Обидчики, применяющие насилие, психически нездоровы
Эти мужчины, часто ведут «нормальный» образ жизни, за исключением тех моментов, когда они позволяют себе вспышки агрессивного поведения
Мужчина прекратит насилие, «когда мы поженимся»
Проблема в том, что власти не бывает много, и цикл насилия продолжается
Ссоры между мужьями и жёнами существовали всегда. «Милые бранятся – только тешатся».
Чем дальше заходит насилие в семье, тем сложнее его остановить, и тем большим количеством смертельных исходов оно заканчивается
Сейчас домашнее насилие – явление редкое
Насилие в семье – явление весьма распространённое в наше время
Никто не заслуживает насилия
Это не ваша вина, что вас избивают, оскорбляют, лишают денег. В насилии виноват тот, кто совершает его. Ваш партнёр или близкий человек может говорить, что вы его провоцируете, но он сам в ответе за своё поведение (в трезвом и пьяном состоянии).
Куда можно обратиться за помощью
г. Благовещенск (код города 4162) Кризисный центр для женщин, тел.44 – 74 – 33; Центр социальной помощи семье и детям, тел. 53 – 15 – 52.
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему
Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Коль видят нас и слышат дети, Мы за свои слова в ответе. И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом. Средневековый поэт Себастьян Браней.
Насилие в семье
Насилие в семье
№ | Слайд | Текст |
1 |
• классный час , конспект, статья |
«Насилие в семье». Данная тема, несомненно, актуальна в настоящее время. Осуществляемые в России в последние годы преобразования обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу можно отнести проблему роста насилия в семье.
Цель работы – раскрыть содержание социально-правовой защиты детей, подвергшихся насилию в семье.
Презентация «“Нет!” насилию в семье»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
насилию в семье
Вербий Е. Ю., учитель английского языка
Дёмкина В. В., учитель математики
Что Вы говорите ребёнку, Что Вы говорите ребёнку,
- когда он в очередной раз не убрал в комнате?
- когда он прогулял уроки?
- когда он в очередной раз пришёл домой в не назначенный час?
1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
- 1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
- 2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
- 3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше». 2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом». 3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно». 1) Похвала 1) Похвала 2) Обнять, приласкать, улыбнуться 3) Подарок, награда 4) Пойти куда-то вместе 5) Поиграть в любимую игру 6) Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом 7) Исполнение желаний, дать сладкое 8) Одобрение поступка
1) Лишение чего-либо (морального или материального) 1) Лишение чего-либо (морального или материального) 2) Поставить в угол, домашний арест 3) Обругать, пристыдить 4) Молчание, т. е бойкот 5) Заставить что-либо сделать 6) Физическое наказание (шлепок, намеренная боль) 7) Порицание 8) Сравнение с другими детьми 9) Жалоба папе
1) Уважение к детям 1) Уважение к детям 2) Последовательность 3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности 4) Справедливость: нельзя наказывать сгоряча 5) Соответствие между отрицательным поступком и наказанием 6) Твердость, если наказание объявлено, то его не следует отменять 7) Коллективный характер наказания — участвует вся семья.
которые необходимо учитывать при наказании
1) Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2) Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.
3) Не ставьте своему ребенку каких бы ни было условий.
4) Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5) Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.
6) Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7) Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8) Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9) Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
Памятка для родителей
«Противодействие жестокому обращению с детьми»
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?
Дети – во всех смыслах – наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.
Все интересующие вопросы вы можете задать специалистам на сайте WWW.YA-RODITEL.RU
Памятка для родителей
«Противодействие жестокому обращению с детьми»
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
Источники
- http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/565255/
- http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/11/08/prezentatsiya-nasilie-v-seme
- http://900igr.net/prezentacija/pravo/domashnee-nasilie-251105.html
- http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/nasilie-v-seme-172717.html
- http://easyen.ru/load/klassnye_chasy/semja/nasilie_v_seme/207-1-0-2480
- http://uchitelya.com/pedagogika/104077-prezentaciya-net-nasiliyu-v-seme.html
Работаю юристом в частной компании.
Стаж: 12 лет.
Специализация: Гражданское право