Ребенка обижают в семье

Предлагаем статью на тему: "Ребенка обижают в семье" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2023 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Что делать, если ребенка обижают в школе

Итак, вы уже не первый раз услышали, а может даже увидели — как одноклассники обижают вашего ребенка, а он не защищается. Вы спрашивайте его: «Почему ты не отвечаешь на их нападки?» И в ответ слышите: «Не знаю». Кажется, ситуацию не стоит пускать на самотёк и вы судорожно начинаете раздумывать над тем, какие собственно принять меры? Что делать? Поговорить с обидчиками, с их родителями, с учителем? Подключить папу?

1.Первое, что вам нужно – это успокоиться.

То, что вы не научили своего ребенка «давать сдачи», «бить кулаком в нос» и т.п., а воспитали его спокойным и добрым – вы всё сделали правильно! Это на первый взгляд кажется, что здесь может быть применима поговорка «в стае жить по волчьи выть» — на самом деле, это большое заблуждение. Вы воспитываете Личность и если превалировать в ней будут агрессивные качества, то рано или поздно ребенок начнет применять их против всех подряд, вас самих и ваших близких! В конце концов, мы живем не в лесу, а в цивилизованном обществе, где все острые моменты можно разрешить словами, а не кулаками.

Конечно, очень печально, что в классе есть невоспитанные и злые дети, которые обижают вашего ребенка, но с другой стороны-есть повод порадоваться, что ваш малыш не в этом списке детей, которых вот вот поведут к директору и чьи родители будут вынуждены краснеть и оправдываться. А там и до детской комнаты в полиции не далеко. И поверьте, так и будет. Это всего лишь вопрос времени. Но ближе к делу – чтобы хулиганы переключились с вашего ребёнка на что то другое надо как то решать этот вопрос.

2.Второе, что можно сделать — поговорить со своим ребенком.

Нужно постараться выяснить, насколько вообще реален повод для беспокойства ( признаки травли – это подавленность, раздражительность, нежелание идти в школу или выходить из дома, синяки, порванные вещи, «потери» карманных денег, жалобы на плохое самочувствие, плохой сон)? Может не стоит драматизировать?

И не провоцирует ли обидчиков он сам?

Ваша задача – не добиться любой ценой, чтобы перестали обижать, а

— научить своего ребенка Взаимодействию

с окружающими, каким бы сложным оно не было,

-научить выстраивать отношения с разными людьми,

-понимать и уважать себя и других.

3.Помогите ребенку обрести уверенность в себе. Отдайте его в спортивную секцию.

Вот что говорит священник Павел Гумеров: « Вспоминается случай из моего детства: ребенком я был маленького роста, слабеньким, ранимым. Однажды ребята меня довольно серьезно побили на улице, домой я пришел заплаканный, с помятой физиономией. Какой же была реакция моей мамы? Я‑то надеялся, что она станет жалеть меня, утешать, однако ничего подобного не случилось. Не могу повторить сейчас ее слова очень точно, но она сказала примерно так: «Ты мужчина и должен понимать, что такое в жизни случается». Поначалу меня это очень обидело, но потом я понял, что это совершенно правильная позиция: если мальчишку от всего ограждать, жалеть, из него не вырастет мужчина. Он должен понять, что мир состоит не только из приятных ему людей. Но при этом ребенку необходимо чувствовать наше сочувствие к себе. Я считаю, что трудности, которые так или иначе возникают в жизни ребенка, дают бесценный опыт налаживания контактов с людьми, являются школой жизни, их преодоление делает его крепче!»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Нашему ребенку очень поможет в жизни уверенность в своих силах, а для этого нужно помогать ему поднимать здоровую самооценку: давать полезные навыки, практические умения, руководить его самообразованием, предлагать хорошие книжки — вот база, которая сделает его жизнь полной, насыщенной, это поможет ему стать личностью. Интересный, цельный человек также становится интересен окружающим. Не нужно путать это с гордыней. Хотя каждый из нас должен осознавать, что он не лучше других людей, а перед Богом — ничто, но должен реально осознавать, на что способен и что собой представляет. Если человек не уверен в своих силах, у него никогда ничего не получится в жизни, ему не хватит ни уверенности, ни решимости. Кроме того, когда человек себя уважает, его очень трудно обидеть — сильного не обзывают, не задирают, и только слабый отвечает злом на зло. К сильному же люди тянутся. А это формируется родительской любовью, поощрением, поддержкой. Защищенность — это броня из любви, которую нам дали родители, она помогает и когда их уже нет с нами, позволяет не обижаться на мелочи жизни, ведь в этом случае внутри человека мир, светлый и добрый.»

4. Разговор с учителем.

Вряд ли это что то в корне изменит, но для полноты и объективности картины не помешает.

5. Поговорите с родителями обидчиков.

Скорее всего они вообще не в курсе и сообщить им о сложившейся нездоровой обстановке будет не лишним.

6. В особо трудных ситуациях можно обратиться с конкретной жалобой на конкретного ребенка к директору или даже написать заявление в правоохранительные органы .

Как правильно реагировать если вашего ребенка обижают другие дети?

Вчера ходили гулять в парк с семьей знакомых. У них две девочки — 2,5 и 7 лет. То есть наша Лизка самая младшая — ей 1,7. Мы ее уже давно научили, что драться нельзя, игрушками надо делиться и обычно конфликтов не возникает. Вчера она очень хорошо играла с младшей из девочек, но когда к ним присоединялась старшая, каждый раз начинались проблемы. Почему-то старшая из девочек вообще не в курсе, что маленьких обижать нельзя. Она весь день отнимала у Лизки ее игрушки, вырывала их силой, отталкивала ее. А родители никак не реагировали. Я так понимаю, что у них младшая девочка привыкла сама защищаться от старшей и способна постоять за себя. Но мы-то стараемся вырастить воспитанного неагрессивного ребенка. Что делать? Я к концу дня уже сама разозлилась и сказала Лизке взять любимые игрушки этой девочки, играть и не отдавать, пока самой не надоест. Чувствуя мою поддержку, она игрушки отбила. Потом к вечеру опять столкнулись уже с другим ребенком, который играл в Лизкины игрушки, оставленные на газоне, а когда она захотела присоединиться (не отнять, а поиграть вместе), он стал драться. Его родители почему-то тоже смотрели и не вмешивались. А вы следите, чтобы ваши дети никого не обижали? И что делаете, если обижают ваших?

Совет дня: не разрушайте отношения с ребенком словами о том, что вы на него обиделись

«Мама обиделась. Иди попроси у мамы прощения», «Пока не извинишься — не подходи» — подобные фразы говорят своим детям многие. Так родители стремятся научить ребенку эмпатии, хотят, чтобы он более вдумчиво относился к своим словам и поступкам. Осознавая, что некоторые могут ранить близких.

Психолог Наталья Городулина предостерегает мам и пап: подобные высказывания могут быть опасны! И объясняет, почему:

Это — эмоциональное насилие. Ребенку больше всего нужна мамина любовь. Он готов на все, чтобы ее получить. И прощения попросить, и извиниться и, даже, на какое-то время, лучше себя вести. Да, шантаж хорошо работает, это действенный метод добиться послушания “здесь и сейчас”. Но, если посмотреть в будущее, манипуляции эмоциями ведут к нарушению отношений, к потере близости и доверия с ребенком.

Это объяснение психолога легко понять и принять, если вдуматься, что же такое слова об обиде на самом деле.

Это хитро завернутая агрессия. Манипуляция. Способ вызвать у другого чувство вины.

Обида — это скрытое послание: “Посмотри, как я из-за тебя страдаю, как мне теперь плохо, до чего ты меня довел, почувствуй себя самым ужасным на свете”. И ребенок это начинает чувствовать. Он не понимает почему, не понимает как, он просто начинает думать, что он плохой. Весь, целиком, а не какое-то его поведение.

Читайте так же:  Можно ли разламинировать свидетельство о рождении ребенка

Для простоты восприятия Наталья Городулина приводит пример:

Малыш что-то натворил, мама расстроилась или рассердилась, отвернулась, ушла. И тогда папа или бабушка заставляют ребенка идти просить у мамы прощения, чтобы она перестала обижаться.

В этой ситуации мама оказывается в роли дитя, а ребенка заставляют быть взрослым.

Мама не может справится со своими эмоциями (злость, например) и ответственность за свое состояние перекладывает на ребенка.

А должно быть ровно наоборот! Ведь мама — главная.

И, конечно, дает алгоритм, как действовать правильно, когда так и хочется рассказать ребенку о своей обиде и требовать извиниться:

Здоровая реакция: это осознавание и выражение своих чувств:

  • Я очень разозлилась из-за того, что.
  • Мне неприятно, когда.
  • Я очень злюсь и не хочу разговаривать, мне нужно время, чтобы успокоится.

Если мама вспылила — она может выйти в другую комнату, остыть. Привести себя в чувство, успокоится.

Вернуться и восстановить отношения с ребенком. Перекинуть мостик, показать, что отношения крепки, даже если случаются неприятные моменты.

Прислушайтесь к мнению психолога, чтобы укрепить эмоциональную связь со своим малышом и выстроить с ним доверительные отношения в настоящем и будущем.

А вы часто говорите своему ребенку о том, что обижены на него?

Если ребенка обижают в школе. Советы психолога

В детском коллективе почти всегда возникает множество проблем во взаимоотношениях. В садике это происходит на уровне симпатии или антипатии, в школе появляются группировки и компании. Детей, которые не входят в определенный круг, могут задевать, дразнить, избивать. Хуже всего, если весь класс начинает преследовать одного. Такую травлю необходимо пресекать в зародыше, иначе со временем школьника придется переводить в другое учебное заведение.

Дети достаточно жестокие, не все могут испытывать эмпатию. Они могут обижать одноклассника только для того, чтобы самоутвердиться за его счет. Многие понимают, что неправильно угнетать и издеваться над ближними, но боятся вступиться за пострадавшего, чтобы самим не стать объектом насмешек. Без советов психолога выйти из сложившейся ситуации достаточно сложно.

Что делать родителям, если ребенка обижают в детском саду?

В дошкольных учреждениях единичные жалобы могут решаться с помощью воспитателя. Иногда хватает индивидуальной беседы, чтобы маленький агрессор прекратил свои притязания. Но если разговоры не помогают, оставлять проблему нельзя, такое отношение постепенно деформирует психику дошкольника. Чтобы не пропустить момент, родители должны:

  • наблюдать за эмоциональным состоянием малыша, когда он идет в садик и возвращается домой;
  • расспросить дочку или сына, кто и когда их обижает;
  • поговорить с воспитателем или обратиться к психологу в детском саду;
  • не советовать дать сдачи (отвечать агрессией на агрессию не следует еще и потому, что дети не умеют рассчитывать свои силы, такой конфликт может закончиться трагически);
  • воспитывать чувство уверенности, научите дочку или сына, глядя в глаза обидчику, четко произносить фразы «меня нельзя обижать», «не делай мне так»;
  • можно попробовать поговорить с родителями хулигана, однако лучше это делать в присутствии психолога или воспитателя, который подтвердит существующую проблему.

Еще один вопрос, что делать, если дошкольника обижают в садике воспитатели. Во-первых, убедитесь, что это не надуманная проблема. Может, вам просто кажется, что вашему малышу уделяют мало внимания. Для этого зайдите несколько раз в сад в неурочное время и послушайте, как воспитательница общается с детьми. Если чувствуется эмоциональная сдержанность и доброжелательность, волноваться не стоит.

При ощущении дошкольником несправедливого к себе отношения поговорите серьезно с воспитателем и детским психологом. Постарайтесь найти разумное решение. В основном в детском саду работают добрые и внимательные люди, любящие детей. При использовании воспитателями телесных наказаний или психологического давления родителям следует жаловаться в вышестоящие инстанции.

Если ребенка обижают в школе: советы психолога

В дошкольных заведениях и в начальных классах оказать влияние на нарушителя покоя легче, чем в средней школе, когда авторитет одноклассников перевешивает слова родителей и учителя. Издевательства над одноклассником – типичная проблема даже в самых престижных школах. Некоторые специалисты утверждают, что такого нет только в математических лицеях для одаренных детей. У юных гениев просто не хватает времени на такие пустяки.

Любой среднестатистический школьник может стать объектом насмешек. Причиной может быть медлительность подростка, необычный наряд, неблагозвучная фамилия, неуверенность в себе и другое. Если обижают ваших сына иди дочку, никогда не пускайте ситуацию на самотек. Такие моменты ломают характер и калечат судьбы. В течение жизни психические травмы, полученные в детстве, будут мешать в общении с людьми, при создании семьи и карьерном росте.

Родителям нужно поддерживать детей, учить давать отпор, выслушивать внимательно, если они пытаются протестовать против решений в семье, аргументированно объяснять, почему нужно сделать так, а не иначе. Вы – их первая аудитория, поэтому если в семье жестко подавляют малыша, заставляют его слепо во всем подчиняться, он может не найти в себе сил оказать сопротивление обидчику. Нельзя упустить момент, нужно вовремя прийти на помощь, чтобы подросток не утратил веру в справедливость.

О том, что ребенка обижают в школе, свидетельствует ряд признаков:

  • возвращается домой с синяками и в грязи;
  • на все вопросы придумывает отговорки;
  • снижается успеваемость;
  • пропадает желание ходить в школу;
  • наблюдаются резкие перепады настроения;
  • начинает вас обманывать, пропускает уроки;
  • пропадают или портятся книги, ручки, альбомы, портфель, тетради;
  • становится замкнутым и грубым.

Если на откровенный разговор вывести не удается, попытайтесь побеседовать с классным руководителем. Ни в коем случае не идите в школу и не устраивайте разборки. В среде подростков вашему сыну или дочке станет еще хуже. О наказаниях и беседах на повышенных тонах тоже речи быть не может. Самый оптимальный вариант – воспользоваться помощью профессионалов.

Помощь в создании психологического комфорта в школьном коллективе окажут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Советы от наших детских психологов помогут Вашему ребенку освоиться в классе и почувствовать себя полноценной личностью. Мы научим подростка противостоять агрессии со стороны одноклассников. Звоните и записывайтесь на консультацию.

Что делать когда твоего ребенка обижают?

Моему Ромашке год и три месяца. Сегодня мы вышли гулять во двор катали машину, носили мячик, просто бегали. Я все время хожу рядом с малышом. Детей во дворе большое количество. И тут подошел мальчишка которому года 3 у меня даже мысли такой не возникло что он возьмет и толкнет моего ребенка в спину. Все что я успела сказать это «ТЫ ЧТО ТВОРИШЬ?»

Народу было куча и мамы детей гуляли и бабушки и дедушки. Я естественно стала успокаивать своего ребенка, и мы подошли к этому мальчику я сказала Роме, чтобы он его поругал «НО НО НО» в истерике сказал мой сын.

Читайте так же:  Может ли супруга подать на развод

Мама этого ребенка стояла с другими мамами разговаривала. Вообщем ребенок просто отошел и все. Гуляем мы дальше, этот мальчишка подходит ко мне и бьет меня.

Все что я сказала что так делать нельзя это плохо. Подошла мама забрала своего ребенка и ушла.

И мне так обидно было за Ромашку, что его обидели. Но так же я понимаю, что ребенок не виноват что обижает других детей ведь это явная проблема родителей, он лишь отображает поведение семейных отношений. Единственное, что я бы посоветовала — это обратиться к детскому психологу. Как бы вы поступили в моём случае?

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Что касается школы, то отношение к ребенку сверстниками задается в первую очередь отношением к нему учителя.
скачать видео

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты — рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение — грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это — не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения

Следующий этап — обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты — «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими — но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней — вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Почему родители обижают детей, а органы опеки – родителей

Органы опеки не спасают детей от плохих родителей! Органы опеки забирают детей от хороших родителей! Первые восклицания заполняют соцсети после очередного эпизода жестокого обращения с детьми. Вторые – после сообщения об очередной истории о том, как ребенка забрали из благополучной семьи, придравшись к внешнему виду матери или плохому ремонту в доме.

Почему опека поздно спохватывается или, наоборот, проявляет ретивость? Часто ли детей забирают от матерей и как на количестве усыновленных сказался «закон Димы Яковлева»? Искать ответы на эти вопросы нам помогал аппарат детского омбудсмена и цифры Росстата.

Читайте так же:  Исключение из совместно нажитого имущества супругов

Про детей

Число домов ребенка за пять лет (с 2011-го по 2016 год) сократилось в два раза: было 218 домов, в которых содержались 16 тысяч детей, а стало – 161, а маленьких детей-сирот – всего 8 тысяч. Это по всей России. И это несмотря на закон Димы Яковлева. Даже нездоровых малышей удается устроить в семью. Новорожденных малышей, оставшихся без родителей, усыновляют активно, даже больных, но с подростками ситуация трудная: их усыновлять уже не спешат.

Общее количество несовершеннолетних сирот в России – свыше 600 тысяч. Это много, два процента от всего детского населения. Но среди этих двух процентов и те, кто более-менее счастливо живут в приемных семьях. Педагогов и чиновников больше заботит категория «вновь выявленных сирот».

По данным Росстата, в 2000 году было выявлено 134 тысячи детей, оставшихся без родителей: сирот, отказников и детей родителей, лишенных прав. В 2010 году их число снизилось до 101 тысячи, в 2017-м – до 50 тысяч.

В 2000 году состоялось 76 тысяч официальных усыновлений, в 2017-м – почти 30 тысяч. «Банк сирот» сокращается, сейчас в нем около 50 тысяч детей, ожидающих усыновления, десять лет назад было больше на порядок.

К слову, в 2000 году иностранцы усыновили 6 тысяч российских детей, в 2010 году – в два раза меньше, после закона Димы Яковлева цифры сократились на порядок: 300–400 иностранных усыновлений в год.

В Петербурге в 2018 году было зарегистрировано 11 тысяч сирот (пять лет назад было 13 тысяч).

Количество детей в казенных учреждениях и под опекой в России

2000 2017
Детей-сирот во всех казенных учреждениях 180295 38096
В домах ребенка 14115 3543
В детских домах 77510 19500
В школах-интернатах и домах-интернатах 88730 15053
Усыновлены 153477 104359
Под опекой 328978 423147
В приемных семьях и семейных детских домах 4857 16411
Всего 847962 620109

Статистика есть не только у Росстата, но у благотворителей. Три года назад благотворительный фонд «Семья» выяснял, сколько малышей и откуда поступают в дома ребенка (это дети до 4 лет).

Половина детей поступает в казенные дома от собственных родителей (на момент опроса таких было около трети), но почти все они потом возвращаются в свои семьи, когда родители берутся за ум. Иногда ребенок воспитывается в учреждении просто потому, что у матери нет возможности его содержать, но, став на ноги, она обычно его забирает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Почти все дети, поступающие в дом ребенка, имеют те или иные отклонения в психическом и физическом развитии.

По статистике фонда «Семья», в 2014 году только 11 процентов сирот в России воспитывались в учреждениях (в Петербурге этот показатель выше – 12%), остальные жили в семьях, в том числе у родственников. В 5,8 процентах случаев дети возвращались из семей в казенные дома. Правда, такое случается в основном с теми, кто живет в приемных семьях или под опекой: усыновленных это почти не касается.

Когда страну потрясает очередной громкий скандал из-за плохого обращения родителей с детьми, многие удивляются: почему детей у них не забрали раньше?

– Если бы все было так просто, – говорит пресс-секретарь детского омбудсмена Петербурга Олег Алексеев. – Что такое «плохая мать, которой не следовало бы доверять ребенка»? В соответствии с законом, пока ребенок жив, любая мать – хорошая. Наоборот, у нас сейчас беседуют с матерями, которые высказали желание отказаться от ребенка. В 16 роддоме работает общественная организация «Родительский мост», члены которой убеждают матерей ребенка оставить. Именно в этом роддоме – потому что это единственный в городе роддом, куда принимают без документов, так что матерей-мигранток или тех, у кого социальные проблемы, обычно помещают туда. Кстати, когда шли дебаты вокруг беби-боксов, знающие люди говорили, что они потому и не нужны, что в этом роддоме можно назваться любым именем – и ребенка у тебя все равно возьмут и в помощи не откажут.

Возможно, условные асоциальные матери соглашаются оставить у себя ребенка, когда понимают, что если ребенка заберут, придется платить алименты. Даже если его усыновят, все равно деньги от биологических родителей должны поступать на счет.

– Про алименты вспоминают в последнюю очередь. Ребенка оставляют, потому что волонтерам удается убедить молодую маму и ее родню, что так будет лучше. В 2017 году было семь таких случаев. Это на 186 случаев отказов. Еще в 2017 году было выявлено 33 подкидыша, родители которых неизвестны. А всего за год было выявлено 618 социальных сирот при живых родителях. И 208 – когда оба родителя действительно погибли.

Из-за чего родителей чаще всего лишают прав – из-за того, что они пьют?

– Только в 13 процентах случаев основной причиной отбирания ребенка становится заболевание наркоманией и алкоголизмом. В 70 процентах родителям ставится в вину уклонение от выполнения родительских обязанностей – по разным причинам.

– Говорят, органы опеки сейчас проявляют чрезмерную жесткость и могут лишить родительских прав из-за пустяка. Почему они тогда проглядели историю с девочкой, которая жила в квартире-помойке?

– В 2011 году прав лишились 1763 родителя, а в 2017-м – только 506. Соответственно, число детей, лишившихся таким образом обоих или единственного родителя, сократилось с 1060 до 403. Охрана детства – это целая система, в которую вовлечены не только органы опеки, но и школы, поликлиники, другие родственники. Когда происходит ЧП, начинаются поиски виновных, и на этой волне появляются странные идеи: например, привлекать к уголовной ответственности соседей, которые недостаточно быстро выявили, что за стенкой творятся разные безобразия.

– Почему не усыновляют те 12 процентов детей, которые до сих пор живут в детдомах и интернатах в Петербурге?

– Во-первых, есть правило: братьев-сестер не разлучать, а таковых в детдомах – больше 40 процентов. Во-вторых, 38 процентов отказников и изъятых из семей детей имеют инвалидность. Четыре процента – ВИЧ-положительных. Все равно 12 процентов – это очень неплохой показатель, потому что в 2010 году таких детей было 32 процента – каждый третий сирота жил в интернате.

– Сейчас у нас выдают единовременное пособие на ребенка, платят декретные, можно найти надомную работу в Интернете и там же, в Сети, искать бесплатные детские вещи. Почему детей по-прежнему бросают?

– В советские годы интернат для детей, оставшихся без родителей, был в каждом районе. Сейчас общеобразовательный интернат для здоровых детей – один на город. Но вопрос, почему детей бросают, конечно, нужно изучать. Новое поколение матерей, те, что сами родились в 90-е, отличается от предыдущего, – говорит директор приюта «Дом милосердия» Вячеслав Никитин. – Те годы – это не только финансово трудное время, это еще и слом традиций. Еще в 80-е считалось, что в воспитании ребенка должна принимать участие школа, а в 90-е учителям четко обозначили: ваше дело – учить. Но в 90-е родители были так поглощены проблемой заработка, что проводили с детьми совсем мало времени, и вот этого ощущения – родительской надежности и защиты – они почти не знают. Получается, что дети в 90-е выросли эмоционально более холодными. И некоторые без сожаления расстаются уже со своими детьми.

– Хорошо, что теперь детям стало легче находить приемных родителей.

– Если вы думаете, что малыши мгновенно привыкают к приемным родителям, особенно если не помнят настоящих, то ошибаетесь. Существует теория привязанности, согласно которой ребенок чувствует разрыв с кровным родителем. Я помню одну девочку пяти лет, которая боялась супермаркетов: ей казалось, что ее здесь забудут и бросят. И хотя ее никто не подкидывал в свое время в магазин, воспоминания о брошенности остались и сформировались таким образом.

Читайте так же:  Нотариальное соглашение о разделе имущества супругов образец

Нина Астафьева

P.S. В региональном управлении судебных приставов сообщили, что на март 2019 года у них значится 1973 матери, не платящие алиментов. Это примерно 13 процентов от всех алиментных дел.

В Москве 14 марта 2019 года арестовали женщину, которая, по версии следствия, надела шестилетнему ребенку пакет на голову и бросила его одного в парке на всю ночь.

11 марта 2019 года в столице задержали женщину, чей ребенок шести лет несколько суток находился один без еды в сильно захламленной квартире. В шею девочке врезалась резинка для волос, ее пришлось удалять хирургическим путем.

В Кирове 20 февраля 2019 года умерла от жажды трехлетняя девочка, которую мать оставила одну на неделю.

В Петербурге в сентябре 2018 года задержали мать, которая не кормила своего ребенка: малыша спасли в реанимации.

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Что касается школы, то отношение к ребенку сверстниками задается в первую очередь отношением к нему учителя.
скачать видео

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты — рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение — грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это — не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения

Следующий этап — обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты — «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими — но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней — вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Что делать, если ваш ребенок обижает других детей

Примерно каждый восьмой ребенок принимал участие в травле кого-то из сверстников. И это если считать только тех, кого поймали «на горячем» или кто сам признался. Специалисты подозревают, что на самом деле процент систематических забияк среди школьников гораздо больше.

Читайте так же:  Статья про насилие над детьми

Какие причины могут побудить вашего доброго, отзывчивого малыша оказаться в числе агрессоров? Что делать, если это уже произошло?

Как решить проблему

Начнем с конца, то есть с действий, которые следует предпринять, если вы столкнулись с неприятной ситуацией лицом к лицу и обязаны как-то отреагировать. Есть простая цепочка действий, к которой следует прибегнуть родителям, если ребенок взял за привычку обижать других детей.

” Скажите малышу, что он перешел границу и должен быть наказан. Сформулируйте наказание и обязательно оговорите, что если ситуация повторится, дисциплинарные меры окажутся уже более суровыми. Объясните, что провинившийся должен постараться возместить нанесенный ущерб, извиниться.

Не слишком сложная инструкция, помогающая быстро устранить тревожные симптомы, правда? Но, к сожалению, закончить статью прямо на этом месте, поставив точку, не получится. Почему? Давайте разбираться.

Однажды у знакомой мне супружеской пары возникла похожая проблема. Школа связалась с ними, и сообщила, что их сын постоянно ввязывается в драки. Мои знакомые четко и быстро провели воспитательную работу по описанному выше алгоритму. И предупредили сына, что если он еще хоть раз поднимет на кого-то из одноклассников руку, то навсегда лишится своей любимой игровой приставки.

Мальчик отнесся к предупреждению очень серьезно. И в следующий раз во время драки совсем не использовал руки, только ноги и голову. Как вы, возможно, догадываетесь, взрослые оказались не особо довольны результатами воспитательного процесса.

Суть в том, что любой закон, даже самый суровый, можно попытаться обойти. И основной целью родителей маленького агрессора должно быть не создание строгих рамок из запретов и наказаний — хотя и они тоже нужны, да. А формирование у ребенка внутреннего ощущения, что нельзя опускаться до травли слабых.

Боритесь не только с симптомами, но и с причинами, побуждающими чадо так себя вести.

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

Чтобы мягко скорректировать эту нездоровую тенденцию, стоит взяться за развитие у чада такой штуки, как критическое мышление. Есть специальные упражнения, которые научат вашего сына или дочку оценивать окружающую реальность самостоятельно, думать о последствиях тех или иных слов или поступков. И в будущем они скорее будут делать то, что сами считают правильным, а не слепо следовать за кем-то.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

Такая печальная ситуация означает, что ваш сын или дочка не чувствуют себя достаточно защищенными. Попробуйте показать им, что вы всегда придете им на помощь. Заступитесь, всех на уши поставите, но не бросите их один на один со сложной ситуацией. Не скажете безжалостное: «Разбирайся сам!»

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

Малыши легко уживаются с мыслью, что люди бывают очень разными. У нас в ходу непохожие привычки, обычаи, манера себя вести и одеваться. Все эти особенности не обязательно любить, но с ними нужно смириться. Потратьте время и объясните, покажите на примере книг и фильмов, какой удивительно разнообразной бывает окружающая реальность.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хорошая новость в том, что способность к сопереживанию можно воспитать. Чаще заставляйте малыша рассуждать, что чувствуют другие люди. Не забывайте рассказывать ему о своих эмоциях. И постарайтесь скорректировать сформировавшуюся у него установку, что его желания всегда на первом месте.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода. И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Стоит разобраться в бесконечных переплетениях «а он тогда сказал, а она потом сделала». Вникните, что же все-таки произошло? И подробно проговорите с ребенком, что он мог предпринять, чтобы с достоинством выйти из ситуации? Как себя лучше было повести? Поделитесь с крохой своим взрослым опытом поведения в жерновах конфликта.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

Источники

Ребенка обижают в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here