Учреждения защиты прав детей

Предлагаем статью на тему: "Учреждения защиты прав детей" с полным описанием проблемы и дополнительными данными. Актуальность информации на 2023 год и другие нюансы можно уточнить у дежурного юриста.

Учреждения защиты прав детей

Защита прав ребенка

  • Реализуемые уровни образования

начальное общее образование,основное общее образование, среднее общее образование

  • Нормативные сроки обучения

Общеобразовательная программа начального общего образования — 4 года. Общеобразовательная программа основного общего образования — 5 лет. Общеобразовательная программа среднего общего образования — 2 года.

  • Срок действия аккредитации

Аккредитация до 30.05.2025г

  • Наименование образовательной программы. Описание образовательной программы с приложением ее копии.

Уровень (ступень), направленность

Нормативный срок освоения

Численность лиц, обучающихся за счет средст бюджета на 01.09.2019

начальное общее образование

4 года 195 2 Общеобразовательная программа основного общего образования основное общее образование 5 лет 203 3 Общеобразовательная программа среднего общего образования среднее общее образование 2 года 80 4 Адаптированная основная общобразовательная программа обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 12 лет 1
  • Аннотации к рабочим программам
  • Годовой календарный график
  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательно процесса

-План работы МКОУ » Гимназия №1″ на 2019-2020 уч.год

  • Реализуемые образовательные программы
1 класс 2 класс 3 класс
5 класс 6 класс 7 класс 9 класс 10 класс 11 класс А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б родной (русский язык) А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б А Б

А Б А Б А Б А Б родное лит. чтение(литература) А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б А Б литература А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б ОРКСЭ А Б математика А Б А Б А Б А Б А Б В А Б информатика и ИКТ А А Б А Б А А Б иностранный язык А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б алгебра А А Б А Б А Б А Б геометрия А А Б А Б А Б А Б окружающий мир А Б А Б А Б А Б обществознание А Б А А Б А Б А Б А Б история А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б экономика А право А ОДН культуры народов России А Б В география А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б биология А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б химия А Б А Б А Б А Б физика А А Б А Б А Б А Б астрономия А Б А Б ИЗО А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А ОБЖ А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б музыка А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б МХК А Б технология А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б А Б физическая культура А Б А Б А Б А Б А Б В А Б А А Б А Б А Б А Б
  • Численность обучающихся по программам

За счет ассигнований федерального бюджета

За счет бюджета субъектов Российской Федерации

За счет местных бюджетов

По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц

2019-2020 Начальное общее образование 195 2019 -2020 Основное общее образование 203 2019 -2020 Среднее общее образование 80
  • Численность обучающихся по возрастам/ годам обучения
2019-2020 1-4 класс 195 1 класс 52 2 класс 49 3 класс 45 4 класс 49 5-9 класс 203 5 класс 63 6 класс 40 7 класс 25 8 класс 35 9 класс 40 10-11 класс 80 10 класс 44 11 класс 36 Всего 478
  • Языки, на которых осуществляется образование
  • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение » Гимназия № 1″ профессиональные образоватеьные программы не реализует .

Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Главная / Публикации / Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Последние статьи и новости

НОВОСТЬ 2020-01-22 18:45:51

НОВОСТЬ 2020-01-13 15:03:58

СТАТЬЯ 2020-01-11 15:09:44

СТАТЬЯ 2019-12-17 12:36:36

Государство прямо заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих юных граждан. Поэтому, хотя главным образом защитой прав детей должны заниматься их родители, существует государственная система органов, отвечающих за практическую реализацию этой защиты, в том числе при необходимости и от их собственных отца и/или матери. В эту систему включены 4 ключевых фигуры. К кому именно обращаться в каждом конкретном случае, лучше всего посоветует семейный юрист.

Органы опеки

Полномочия этих органов достаточно широки, четко закреплены на законодательном уровне и охватывают спектр спорных ситуаций:

  • Учет детей, оставшихся без родителей;
  • Установление опеки;
  • Надзор над лицами, кому доверена опека;
  • Одобрение или отказ в совершении сделок с имуществом несовершеннолетних;
  • Представительство интересов несовершеннолетних в суде;
  • Участие в решении вопроса о проживании детей с одним или с другим родителем после развода.
  • Прокуратура

    Прокуратура является органом государственной власти, осуществляющим надзор над соблюдением законности в любой сфере жизни общества. Поэтому в задачу прокурора входит контроль над законностью судебных решений, в которых так или иначе затронуты интересы несовершеннолетних. От прокурора исходит заключение о том, необходимо ли лишение родительских прав в конкретном случае или же это чрезмерное наказание.

    Прокурор имеет полномочия обращаться в суд с иском об ограничении родительских прав. В делах об усыновлении он выдает заключение: можно ли доверить усыновление гражданину. В вопросах защиты жилищных прав детей обращаться в прокуратуру следует тогда, когда есть основания полагать незаконным вынесенное решение суда и необходимо добиться его отмены.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    Читайте так же:  Необходимо ли менять загранпаспорт при смене фамилии

    8 800 350 84 37

    Комиссия по делам несовершеннолетних

    Структура комиссий сложна и имеет уровни местного, регионального и федерального значения. Главная их задача: координировать работу в сфере профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также препятствование безнадзорности. Комиссия может обратиться в суд с целью защитить интересы ребенка. При участии комиссий разрабатываются новые нормативные акты в интересах детей, а также ими инициируются разработки новых законопроектов.

    Уполномоченный по правам ребенка

    В литературе и в СМИ встречается другое наименование уполномоченного по правам ребенка – «омбудсмен». Спектр его задач очень широк:

    • Защита детей в правовом поле;
    • Просветительская деятельность;
    • Запрос и получение от органов государственной власти документов;
    • Беспрепятственное посещение в рабочих целях любых органов государственной власти;
    • Проверка деятельности должностных лиц;
    • Составление и направление в госструктуры рекомендаций, в которых содержатся первоочередные меры по защите прав несовершеннолетних;
    • Привлечение при необходимости к защите прав детей экспертных организаций, ученых.
    • Чтобы точно установить, в какой орган следует обращаться в данном случае, стоит посоветоваться и принять совет, который даст адвокат по семейным делам, поскольку от верности выбора целиком зависит исход дела.

      Ваш инструмент для достижения
      бизнес-целей

      Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
      статья

      В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

      Скачать:

      Вложение Размер
      normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

      Предварительный просмотр:

      Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

      Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

      Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

      В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

      Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

      Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

      Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

      Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

      Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

      право на бесплатное образование.

      Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

      Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

      Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

      Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

      Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

      Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

      Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

      Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

      Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

      Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

      Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

      Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

      Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

      Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

      Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

      Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

      Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

      Статья 43. Каждый имеет право на образование.

      Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

      4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

      Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

      Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

      Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

      Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

      Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

      В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

      Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

      Закон РФ «О защите прав детей»

      Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

      По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

      • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
      • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
      • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
      • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
      • Судорожно реагирует на поднятую руку.
      • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
      • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

      Уголовный кодекс РФ

      Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

      Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

      Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

      Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

      Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

      Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

      Читайте так же:  Мать одиночка подала на алименты

      Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

      Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

      Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Защита прав ребенка

      Уважаемые участники образовательного процесса!

      Интернет-баннеры, плакаты и видеоролики «О принципах работы Детского телефона доверия»:

      1. Видеоролик «Слова»

      2. Видеоролик «Право на один звонок»

      3. Видеоролик «Мальчик и девочка»

      4. Интернет-баннер и плакаты «О принципах работы ДТД

      Права несовершеннолетних детей

      Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)

      Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

      И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

      По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, — ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

      Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

      • С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
        Жить и воспитываться в семье
        Общаться с родителями и другими родственниками
        Защищать свои права
        Выражать своё мнение
        Право на имя, отчество и фамилию
        Изменение фамилии и имени
        Право на имущество
        Право на медицинское обслуживание
        Право на образование и другие.
      • Данные права установлены и гарантированы:
        Конституцией РФ;
        Семейным кодексом РФ;
        Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
      • — Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

      Право детей на здравоохранение

      Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

      Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
      ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
      проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

      Право детей на образование

      Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

      Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

      Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

      Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

      Как осуществляется защита прав ребенка?

      Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

      • К первым относятся:
        Прокуратура,
        Органы внутренних дел.
      • Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
        предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
        предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
        непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
        внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
        опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

      Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

      • Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:
        предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
        осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
        организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
        подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
      Читайте так же:  Можно алименты перечислять на карту ребенка

      В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

      Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

      Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

      Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

      Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

      Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

      Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

      Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

      Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

      В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

      По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

      Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

      Читайте так же:  Создатели закона о домашнем насилии

      При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

      Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

      «Защита прав ребенка в образовательном учреждении» (Консультация для педагогов)

      Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

      Скачать:

      Вложение Размер
      konsultatsiya_po_pravam_rebenka.docx 25.23 КБ

      Предварительный просмотр:

      «Защита прав ребенка

      в образовательном учреждении»

      (Консультация для педагогов)

      инспектор по охране

      Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.

      Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

      В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

      1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

      В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.

      Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

      — обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

      — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

      — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

      — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

      — защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

      — защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

      — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

      Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

      — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

      — за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

      Семейный Кодекс РФ гарантирует:

      — право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

      — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

      — меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

      — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

      Закон РФ «Об образовании» утверждает:

      — право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

      — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

      Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

      В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

      2. Реализация защиты прав ребенка в ДОУ

      Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

      Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой — дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

      В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта .

      Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

      Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

      Читайте так же:  Как избежать раздела имущества

      Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

      Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

      — неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

      — присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

      — безработица, финансовые трудности;

      — постоянные супружеские конфликты;

      — статус беженцев, вынужденных переселенцев;

      — низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок;

      — умственные или физические недостатки ребенка;

      В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

      Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

      — психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

      — не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

      — изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

      — проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

      — отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

      — повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

      — враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

      — судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

      — чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

      — демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

      К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

      Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

      Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения? В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

      Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить опасения в отношении родителей?

      В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

      Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

      Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

      В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

      — предположение подтверждается (не подтверждается);

      — решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

      Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

      Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

      Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

      В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка .

      Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

      — разработка системы планирования;

      — обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

      — подготовка дидактического материала;

      — определение содержания работы;

      — создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

      Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

      Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

      Можно определить следующие формы их взаимодействия:

      — встречи с интересными людьми;

      — дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) .

      Подводя соответствующий итог и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

      Конвенция — провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

      Задача работников дошкольных образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Это:

      — познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

      — развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

      — способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

      — развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

      Видео (кликните для воспроизведения).

      — разъяснять общественные нормы и правила поведения.

      Источники

      Учреждения защиты прав детей
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here